Автотранспорт лидирует по многим критериям, которые важны для грузовладельца, но и проигрывает в ряде важных параметров. Об этом на конференции "Железная дорога vs автотранспорт: конкуренция за грузы", организованной РЖД-Партнер, рассказал директор Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Юрий Соколов.
В 90-х существовало понятие "сфера рационального распределения транспорта". Считалось, что на короткой дистанции приоритет и предпочтение в доставке отдается авто, на средней – ж/д, на дальней – морским перевозкам и грузовой авиации.
Если обратиться к данным Росстата, хоть они и не совсем объективны, потому что не все фиксируются в статистике, в динамике видно, что последние 10 лет рынок меняется в сторону автотранспорта и особенно остро – когда обозначился дефицит ж/д инфраструктуры. Динамика средней дальности грузовых перевозок на авто выросла в 2,5 раза, что можно связать с активным развитием инфраструктуры. В то же время на ж/д – порядка 2 раз, что коррелирует с увеличением экспортно-импортных перевозок. Однако нужно отметить, что автоперевозки вытесняют ж/д транспорт из сегмента перевозок средней дальности.
"Это говорит о том, что конкуренция есть, поэтому целесообразно оценить, с чем это связано, какие преимущества есть у автотранспорта и где не дорабатывает железная дорога", – отмечает Ю. Соколов.
В числе того, что можно отнести в пользу конкурентоспособности авто – развитость инфраструктуры, возможность перевозок "от двери до двери", механизм платы за инфраструктуру, меньший уровень госрегулирования, в том числе тарифного, и качество обслуживания клиентов.
"На железной дороге уровень качества не соответствует представлениями, которые у нас есть о том, какой должна быть качественная перевозка. Традиционно сильны сегменты сохранности груза, информационных технологий, однако не соответствуют ожиданиям соблюдение сроков доставки, полнота удовлетворения спроса, наличие вагонов", – подчеркивает Ю. Соколов.
Автотранспорт, в свою очередь, лидирует по критериям, которые важны для грузовладельца – срочность, комплексность, полнота удовлетворения спроса, комплексность, ритмичность перевозок. Но проигрывают с точки зрения безопасности экологичности, что важно для общества и государства, и не совпадает с критериями выбора грузовладельцев.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
23.05.2024 |