17-02-15 / 2015
Новости отрасли
Автомобили или поезда: кто получит клиентов?

Эксперты прогнозируют, что рост цен на автомобильные грузоперевозки в РФ в 2015 году может составить 15-25%. Приведет ли это к заметной переориентации грузов в сторону железной дороги, если ОАО "РЖД" будет проводить более гибкую тарифную политику и развивать логистические сервисы? Об этом корреспондент ИА РЖД-Партнер.ру побеседовал с исполнительным директором ОАО "ПГК" Александром Сапроновым.

- Александр Алексеевич, приведет ли рост тарифов автоперевозчиков к заметной переориентации грузов в сторону железной дороги на коротком плече?

- По нашему мнению, в сегменте перевозок дальностью до 500 км рост цен на автомобильные перевозки не заставит грузоотправителей переориентироваться на отправку грузов по железной дороге. На таких расстояниях железнодорожная перевозка дороже в среднем на 50%, поэтому удорожание автоперевозок на 15-25% не приведет к выравниванию тарифов по сравнению с автомобильными транспортировками.

- А если взять расстояния свыше 500 км, считаете ли Вы, что в случае повышения тарифов на автоперевозки стоимость отправки по железной дороге и автомобильным транспортом будет сопоставима?

- Конкурентоспособность железнодорожных грузоперевозок в некоторых сегментах перевозок уже сегодня можно было бы существенно повысить, если внести поправки в тарифную политику ОАО "РЖД".

В частности, это относится к цементу (при доставках его в цементовозах), а также к некоторым категориям грузов, перевозимых в полувагонах. И, безусловно, аналогично можно сказать о номенклатурах, перемещаемых в крытых вагонах. Пересмотр тарифных условий позволил бы сократить отток этих грузопотоков с железнодорожного транспорта на автомобильный. В частности, только из-за того, что тарифы ОАО "РЖД" недостаточно гибкие для перевозок цемента, и перевозчик, и компании-операторы ежегодно теряют до 10% грузовой базы по объемам транспортировок данной номенклатуры.

Тарифные условия для крытого подвижного состава по сравнению с автотранспортом неконкурентоспособны при перевозках грузов на расстояниях до 1 тыс. км. Тарифы Прейскуранта № 10-01 на таких отрезках пути, как правило, существенно выше, чем стоимость аналогичной транспортировки у автоперевозчиков. Как результат, перевозки грузов в крытых вагонах, основную номенклатуру которых составляют товары народного потребления, цемент, продукты питания, снижаются на 5-6% ежегодно.

Ряд категорий грузов, перевозимых в полувагонах, также требует гибкого тарифного регулирования для повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок и предупреждения рисков сокращения грузовой базы, связанных с переходом на автомобильный транспорт.

По нашему мнению, у перевозчика есть реальный инструмент для повышения конкурентоспособности на малых расстояниях, так как ОАО "РЖД" имеет возможность самостоятельно снижать тарифы до 21,5% в рамках ценовых пределов. При этом, по нашим расчетам, РЖД не понесут существенных рисков - потери от снижения тарифов будут компенсированы приростом объемов перевозок. В том числе за счет переключения части грузопотоков с автомобильного транспорта.

- На экспортных направлениях ОАО "РЖД" повысило в этом году тарифы на четверть. И здесь конкурентоспособность российских железных дорог, по-видимому, зависит от того, повысят ли на столько же железнодорожные операторы свои расценки для грузоотправителей.

- На протяжении последних нескольких лет операторы сдерживают рост вагонной составляющей тарифа. В то же время плата за инфраструктуру растет. В результате сегодня доля операторской наценки несущественно влияет на транспортные затраты грузоотправителей. Кроме того, мы подходим к каждому клиенту в индивидуальном порядке, предлагая наиболее оптимальные коммерческие условия перевозки. Аналогично могут поступать и другие собственники вагонов на рынке железнодорожных перевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру17.02.2015