26-07-21 / 2021
Новости отрасли
Аварию на Транссибе ликвидировали за два дня

Но размытый дождями мост все же лишит РЖД 3,3 млн. т грузов в июле, подсчитали эксперты

Обрушение моста на Транссибе в Забайкальском крае на перегоне Куэнга-Укурей, вблизи села Нижняя Куэнга, 23 июля застопорило перевозки в восточном направлении почти на двое суток.

Мост рухнул после наводнения и подмыва насыпи из-за сильных ливней (за сутки в регионе выпала месячная норма осадков).

Движение поездов (грузовых и пассажирских) по Транссибу было остановлено в обоих направлениях. ОАО РЖД известило грузоотправителей и операторов грузовых вагонов о том, что на трое суток вводит ограничение на отправку в восточном направлении всех грузов со станций восточнее ст. Бушлей Забайкальской железной дороги. Исключение сделали только для доставки продовольствия. Об этом сообщается в телеграмме монополии от 23 июля (есть у "Ведомостей"). Также в ней говорится, что три дня не будет осуществляться погрузка на станциях Дальневосточной железной дороги, участке Бушулей - Журавли Забайкальской железной дороги и Железных дорог Якутии.

Железнодорожная госмонополия вынуждена была отправить около 3,2 тыс. пассажиров к местам назначения самолетами и автобусами. Сохранить транзит социально значимых грузов - продуктов, топлива для предприятий, бензина и авиатоплива - железнодорожники старалась за счет "переброски" грузов с Транссиба на Байкало-Амурскую магистраль (БАМ). Но мощности последнего не могли "переварить" такой объем грузов, поскольку пропускные мощности однопутного БАМа не превышают 15% от возможностей Транссибирской магистрали.

"К сожалению, перенаправить [на Байкало-амурскую магистраль] все грузы невозможно, сегодня она и так работает на пределе своих возможностей", - сообщили РЖД в своем Telegram-канале.

Движение по первой железнодорожной ветке обрушившегося моста восстановили днем 25 июля - раньше срока, намеченного накануне на оперативном совещании президента Владимира Путина с членами Совета безопасности. Вторую ветку РЖД должны восстановить в течение пяти дней с момента аварии.

"Транссиба сейчас нет ни для кого. Это последствия стихийного бедствия, от которого страдают все, не только компании-операторы грузовых вагонов", - сказал "Ведомостям" представитель Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ). В СОЖТ рассчитывают, что существенных потерь в объемах перевозок удастся избежать, если движение быстро восстановят.

По словам зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава (АОЖДПС) Дениса Семенкина, в первую очередь потери понесут операторы вагонов для перевозки угля, металлов и железной руды в адрес дальневосточных портов. "Это "дочка" СУЭКа "Национальная транспортная компания", а также ПГК, ФГК, Новотранс, Угольтранс, - перечисляет он. - Пострадают также контейнерные операторы, осуществляющие перевозки между Дальним Востоком и западной частью России".

Официальный представитель ГК "Дело" (управляет морскими контейнерными терминалами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах, а также парком платформ для контейнерных перевозок через "ТрансКонтейнер") сказал "Ведомостям", что сбой движения по Транссибу создает дополнительное напряжения на рынке контейнерных перевозок, при том что обстановка и так сложная в связи с их резким подорожанием в течение 2020 г. "Такой форс-мажор может существенно повлиять на планы наших клиентов, особенно в отраслях, критически завязанных на сроки поставок", - беспокоится он.

Директор Rail Cargo Logistics-RUS (входит в дочернюю компанию австрийских железных дорог ?BB - Rail Cargo Group) Александр Баскаков добавил, что "пробки" на Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах наблюдались еще до паводка. "С обрушением моста ситуация только ухудшится, считает он. ЧП в Забайкалье, по его словам, также может мешать доставке транзитных грузов по маршруту Китай-Eвропа-Китай. "Во Внутренней Монголии (автономный район на севере Китая - "Ведомости") то же наблюдаются ливни и наводнения. Более-менее стабильно работает сегодня только погранпереход Достык-Алтынколь, но он забит транзитом", - говорит Баскаков. Восстановление второй ветки Транссиба может занять до недели, полагают источники "Ведомостей" в компаниях-операторах. Течение в реке Ареда бурное, в регионе продолжают идти мощные дожди, поясняет один из собеседников.

По оценкам Института исследований проблем железнодорожного транспорта (ИИЖД), минимальные потери погрузки для РЖД в июле составят 3,3 млн т. "С учетом того, что в дальнейшем потребуется также корректировка суточной погрузки для стабилизации ситуации и обеспечения пропуска простаивающих поездов железнодорожники потеряют еще 3,2 млн т до середины первой декады августа", - сказал глава института Павел Иванкин. План работы РЖД на июль этого года предполагал рост погрузки на 4,6% к июлю 2020 г. и 0,5% к июлю "доковидного" 2019 г., сообщал "Интерфакс" со ссылкой на источники. Погрузка в июле прошлого года составила 103,8 млн т.

По его Иванкина сбой движения на Транссибе также негативно отразится на транзитных контейнерных перевозках: отставание от плана составит 5-5,5%, считает эксперт.

Денис Семенкин из АОЖДПС предупредил и о долгосрочных рисках коллапса на ж/д из-за обрушения моста: "На Дальнем Востоке будет скапливаться большое количество порожних вагонов, которые не смогут после разгрузки перенаправить, например, на Кузбасс. Это создаст дефицит свободного подвижного состава". И накапливающиеся проблемы, по его словам, с каждым днем будет решать все сложнее. "Eсли движение полностью не восстановят в течение недели, то вагоны будут разъезжаться по сети РЖД около двух месяцев", - предупреждает Семенкин.

РЖД сегодня реализуют масштабную программу модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (БАМа и Транссиба) до 2024 г., включая проект "Транссиб за 7 суток". Согласно программе, в 2024 г. эти железнодорожные магистрали смогут пропускать до 180 млн т грузов в год против 144 млн т в 2020-м. Но даже такое существенное расширение возможностей Восточного полигона не поможет исключить риски, как в случае с обрушением моста в Забайкалье: "Высокий износ мостов и искусственных сооружений - важная проблема железнодорожной инфраструктуры. Но отдельная программа их комплексного обновления у РЖД отсутствует, что делает неизбежным аварии на них", - говорит гендиректор Infoline-Аналитики Михаил Бурмистров.

В Минтрансе и правительстве Кузбасса на запросы "Ведомостей" не ответили. Также поступили крупные операторы грузовых вагонов (ФГК, ПГК, Новотранс и т.д), угольные и металлургические компании (СУЭК, "Кузбассразрезугль", "СДС-уголь", "Мечел", "Eвраз" и др). В РЖД от дополнительных комментариев отказались.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости26.07.2021