"Деметра-Холдинг" приобрел оператора, владеющего почти 6 тыс. вагонов
Третий игрок по числу грузовых вагонов в управлении - "Деметра-Холдинг" - продолжает пополнять парк. Структуры группы приобрели оператора "Атлант" из Санкт-Петербурга (около 6 тыс. вагонов), в числе владельцев которого был экс-глава "Трансойла" Андрей Гомон. На фоне снижения доходности операторского бизнеса аналитики ждут продолжения продаж небольших участников рынка.
Структуры "Деметра-Холдинга" 8 ноября приобрели 100% железнодорожного оператора "Атлант" из Санкт-Петербурга, следует из EГРЮЛ. Прежде "Атлант" принадлежал гендиректору компании Eвгению Ястребову и Андрею Гомону. Последний в 2006-2012 годах возглавлял "Трансойл", одного из крупнейших операторов нефтеналивного парка, был советником гендиректора Первой грузовой компании (ПГК) и на февраль 2024 года входил в совет директоров Globaltrans. Связаться с экс-владельцами "Атланта" не удалось.
В "Деметра-Холдинге" сообщили "Ъ", что в результате сделки в управление группы перешло около 6 тыс. вагонов, основная часть которых - 5,7 тыс. единиц - инновационные большегрузные полувагоны. На сайте и в отчете "Атланта" в составе парка также значатся цистерны для перевозки растительных масел. В 2023 году выручка "Атланта" сократилась на 67,7%, до 5,18 млрд руб., чистая прибыль снизилась примерно в два раза, до 1,88 млрд руб.
Приобретение компании позволит укрепить позиции на рынке железнодорожных перевозок навалочных грузов, в том числе на экспорт, отмечают в "Деметра-Холдинге". Также, по словам представителя группы, увеличится парк инновационных полувагонов на Восточном полигоне для развития маршрутных перевозок, что повысит эффективность и оптимизирует нагрузку на железнодорожную инфраструктуру.
"Деметра-Холдинг" объединяет активы в области экспортной логистики и торговли зерном. Включает доли в Новороссийском комбинате хлебопродуктов, Объединенной зерновой компании, Новороссийский зерновой терминал, крупнейшего оператора хопперов-зерновозов "Русагротранс", перевозчика лесных грузов "Транслес" и т. д. Ранее 45% в "Деметра-Холдинге" владел ВТБ. Летом 2023 года глава ВТБ Андрей Костин сообщил, что банк вышел из этого бизнеса. Сейчас информация о собственниках "Деметра-Холдинга" в EГРЮЛ скрыта.
По итогам первой половины 2024 года "Деметра-Холдинг" поднялся на третье место рейтинга Infoline Rail Russia Top по объему парка в управлении с 90,5 тыс. вагонов. С учетом приобретения "Атланта" и прошедшей ранее консолидации компании "Нефрит" примерно с 1,8 тыс. инновационных полувагонов и хопперов-цементовозов (см. "Ъ" от 21 августа) общий парк группы на сегодня можно оценить в 98,3 тыс. единиц. Это примерно соответствует показателю ПГК, второго оператора по величине парка на первую половину 2024 года, - 98,6 тыс. вагонов, по оценкам Infoline.
Управляющий партнер, сооснователь Rollingstock Agency Александр Поликарпов говорит, что спрос на полувагоны с осевой нагрузкой 25 тонн на ось остается стабильно высоким, а в условиях роста в 2023- 2024 годах цен на новые вагоны наращивание парка путем покупки действующего - оптимальный вариант при адекватной цене сделки. В рамках приобретения оператора "Деметра-Холдинг" мог также получить пул его действующих клиентов, добавляет эксперт.
ИПEМ в сентябрьской презентации оценивает доходную ставку операторов на экспортных перевозках угля в 3,93 тыс. руб. в сутки без НДС для инновационного полувагона и 3,05 тыс. руб. - для типового. Относительно августа показатели выросли на 2,5% и 3,3% соответственно. Но за последние четыре года ставка доходности оперирования полувагонами снизилась в полтора раза в условиях увеличения ставок лизинга и цен на новые вагоны, удорожания ремонтов и запчастей, повышения расходов на персонал, говорится в презентации. Помимо снижения доходности, по оценкам ИПEМ, риски для операторов будут нести рост трудностей с организацией движения, включая порожних вагонов, а также ухудшение показателей работы. В таких условиях в ИПEМ ожидают продолжения выхода из бизнеса операторов с малым парком.
1,36 миллиона составлял парк грузовых вагонов на 1 сентября 2024 года, по данным Института проблем естественных монополий
КОНЪЮНКТУРА
ПОД ВАГОНЫ РАССЧИТАЛИ ПОГРУЗКУ
ОАО РЖД ожидает в декабре рост погрузки на 3,8% год к году, а по итогам всего 2024 года прогнозирует снижение на 3,4%, сообщает "Прайм" со ссылкой на цифры, обнародованные заместителем гендиректора компании Дмитрием Муревым на конференции "PRO//Движение. Юг".
Как заявил топ-менеджер, в ноябре в ОАО РЖД планируют выйти на 99,8 млн тонн грузов, а в декабре - на 104,5 млн тонн. В прошлом году в эти месяцы было погружено 101,5 млн и 100,7 млн тонн. При выполнении прогнозов по итогам 2024 года погрузка ОАО РЖД оценивается в 1,19 млрд тонн против 1,23 млрд тонн годом ранее. В октябре, сообщало ОАО РЖД, погрузка снизилась на 6,2% год к году, до 96,9 млн тонн. По итогам десяти месяцев погружено 986,6 млн тонн грузов, что на 4,2% меньше, чем годом ранее.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Коммерсантъ | 11.11.2024 |