31-10-16 / 2016
Новости отрасли
Артемьев считает необходимыми точечные поправки в прейскурант грузовых ж/д тарифов

Перекосы в тарифном прейскуранте грузовых железнодорожных перевозок диктуют необходимость внести в них точечные изменения, отмечают в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ.

"Если бы можно было обойтись без точечных (поправок - ИФ), я был бы очень рад. Но сегодня 40% грузов железной дороги - это уголь, который она возит себе в убыток, и такого быть не должно. Понятно, что тариф на перевозку угля должен повышаться с какой-то степенью плавности. И этим нужно заниматься уже неотложно, потому что иначе (ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) - ИФ) влетит в убытки, и будет большая проблема", - заявил журналистам глава ФАС Игорь Артемьев в понедельник в кулуарах конференции "Антимонопольное регулирование в России", организованной газетой "Ведомости". "Но при этом мы понимаем, что такое шахтерские регионы", - уточнил он.

Ранее о варианте повышения железнодорожных тарифов на перевозки угля на дальние расстояния говорил старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов, обозначая компромиссные решения, которые монополия намерена искать с грузоотправителями в вопросах точечной индексации тарифов, чтобы не допустить дефицита бюджета компании в 2017 г. "Если говорить про угольщиков, основная проблема (РЖД - ИФ) - это сверхубыточность перевозки свыше расстояния 5,7 тыс. км. Можно решить двумя (способами - ИФ) эту проблему - просто "поднять" так называемые "хвосты", то есть все, что свыше 5,7 тыс. км, чтобы снизить поправочные коэффициенты. Второй вариант - проиндексировать (ставки на - ИФ) полувагоны, но под это решение попадают не только угольщики, но и все, кто перевозит товары и грузы в полувагонах", - отмечал он.

Пояснения по этому поводу давал и президент РЖД Олег Белозеров. "За последнее время цены на уголь выросли, на разные категории угля по-разному, но у нас есть небольшой объем - порядка 14 млн тонн угля в год, перевозка которого приносит нам прямые убытки: чем больше мы везем, тем больше наши убытки. Мы провели обсуждение. Пока предварительно договорились, что так называемые "хвосты", то есть длинные расстояния, где у нас понижающие коэффициенты, должны быть выровнены, чтобы возмещать прямые затраты. Мы не говорим об амортизации, но зарплата машинистов, рабочих, затраты на топливо эти объемы должны обязательно компенсировать", - заявлял топ-менеджер.

"Проблема у нас с перевозкой на дальние расстояния - до 6,7 тыс. км - по углю возникла потому, что раньше такой объем грузов на Дальний Восток не шел, и, соответственно, в (тарифном - ИФ) прейскуранте была дополнительная скидка, чтобы загрузить восточное направление. Сейчас восточное направление стало основным, а скидочный процесс был "зашит" в прейскурант", - говорил он.

В то же время, по мнению И.Артемьева, несправедливое тарифообразование и в сегменте высокодоходных нефтяных ж/д перевозок. "Как думалось раньше железной дороге: на выгодные нефтяные грузы будут повышать беспредельно тариф. Это была дичайшая экономическая ошибка. Кончилось тем, что нефтяные компании 10 лет их (РЖД - ИФ) убеждали, и, в конце концов, построили трубу, и великолепно сейчас через "Транснефть" (MOEX: TRNF) (отправляют грузы - ИФ). Им сейчас железная дорога не нужна", - сказал чиновник в понедельник.

"То есть у них перевозки по углю ниже себестоимости, а высокодоходный груз практически ушел с железной дороги. Поэтому в этой совершенно искореженной системе взаимных преференций уже ничего понять нельзя. Нам нужно хотя бы несколько очевидных точек пройти - где-то поднять, где-то снять", - подчеркнул И.Артемьев. "Сейчас схлестнулись интересы. Почему мы Совет (железнодорожного - ИФ) рынка пытаемся как можно быстрее создать, чтобы эти интересы, наконец, получили публичное выражение, чтобы стороны отнеслись друг к другу", - отметил он.

Как сообщалось ранее, предлагаемые РЖД точечные изменения к тарифному прейскуранту, по замыслу монополии, призваны "сократить тарифные диспропорции" и должны быть внесены до конца 2016 г. Компания предлагает на 4,2% дополнительно индексировать ставки на перевозки в собственных полувагонах для I (низкодоходных грузов) и II классов и на 2,2% - для III класса (высокодоходных грузов), на 2,75% повысить ставки на порожний пробег грузовых вагонов, на 4,2% на все расстояния - для контейнеров. Кроме того, предполагается унификация тарифов на перевозку нефтяных грузов за счет перевода части номенклатуры (бензин стабильный газовый, дистилляты газового конденсата) из I во II тарифный класс, газойля - из III во II класс, либо, в качестве альтернативы, перевести всю номенклатуру нефтяных грузов во II тарифный класс.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс31.10.2016