27-01-20 / 2020
Новости отрасли
Артем Чайка перестал владеть долей в крупном железнодорожном операторе

Сын бывшего генпрокурора Юрия Чайки Артем вместе с партнерами перестали быть владельцами 25% железнодорожного оператора "Модум-Транс". Компания станет крупнейшим оператором полувагонов с увеличенной грузоподъемностью

Сын бывшего генпрокурора Юрия Чайки Артем и гендиректор Первой нерудной компании (принадлежит Артему Чайке) Александр Самусев, которым напрямую принадлежало 20% железнодорожного оператора "Модум-Транс", перестали распоряжаться этими акциями. Это следует из данных СПАРК.

Вместе с Чайкой и Самусевым из числа акционеров оператора вышел Владислав Кужель (владел 5%). При этом 25% компании перешли самому "Модум-Трансу".

Они перестали напрямую владеть акциями компании 20 декабря 2019 года. Через месяц после этого, 20 января, президент Владимир Путин отправил в отставку генпрокурора Юрия Чайку "в связи с переходом на другую работу" - на следующий день президент предложил ему должность полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе.

 

Пакет в 25% выкупили за 2,5-3 млрд руб., конечным бенефициаром сделки может быть структура, связанная с гендиректором "Модум-Транс" Дмитрием Артяковым, сыном первого замглавы "Ростеха" Владимира Артякова, рассказал РБК источник в крупном железнодорожном операторе.

В "Модум-Транс" отказались от комментариев. Артяков и пресс-служба Первой нерудной компании не ответили на запросы РБК.

Кто теперь владеет железнодорожным оператором

Другие совладельцы оператора - Дмитрий Артяков и компания "Инвест-Логистика" (74,9%). "Инвест-Логистика" подконтрольна ЗАО "СЕТ-Холдинг", который был учрежден компанией "Априори инвест" и Самусевым (данные ЕГРЮЛ на февраль 2004 года). По данным Росстата, 100% "СЕТ Холдинг" (а, значит, косвенно и 74,9% "Модум-Транс") принадлежит гражданину России, чье имя не раскрывается.

В октябре 2019 года "Модум-Транс" заключила сделку, которая предполагает передачу ему в лизинг 15,5 тыс. полувагонов от "Восток1520" Александра Несиса, в результате компания должна стать крупнейшим оператором парка полувагонов с увеличенной грузоподъемностью (более 41,5 тыс. вагонов), опередив прежнего лидера рынка - угольной компании СУЭК Андрея Мельниченко (у нее в управлении более 35 тыс. полувагонов с увеличенной грузоподъемностью).

Выходит ли Чайка из этого бизнеса

"Инвест-Логистика", которую на тот момент контролировал менеджер Артема Чайки Александр Самусев, в начале 2018 года приобрела у оператора "УВЗ-Логистик" у "дочки" "Ростеха" "Уралвагонзавода". Затем его переименовали в "Модум Транс". Еще за полгода до сделки оператора, подконтрольного "Уралвагонзаводу", возглавил Самусев. Но в июле 2018 года новым гендиректором стал Дмитрий Артяков. Уже тогда было понятно, что Чайка не будет контролировать компанию и выйдет из числа ее акционеров, поскольку его менеджер отошел от управления компанией, сказал РБК источник, близкий к крупному железнодорожному оператору.

Вскоре после этого начались трения между Чайкой и Артяковым, писала газета "Коммерсантъ": в октябре 2018 года "Модум-Транс" подал иск к Первой нерудной компании (ПНК) Чайки, которая раздробила свой пакет (25%) в операторе между самим Чайкой, Самусевым и Кужелем, получившими эти бумаги в прямое владение.

Иск "Модум-Транса", возглавляемого Артяковым, касался "перевода права и обязанностей по договору купли-продажи доли" в уставном капитале оператора, то есть, разделения пакета ПНК между Чайкой и его партнерами. Компания также ходатайствовала о введении обеспечительных мер в виде запрета на регистрацию действий, направленных на отчуждение доли в ее уставном капитале. Причины споров между Чайкой и Артяковым не раскрывались. Однако в обеспечительных мерах "Модум-транс" отказали, а уже в конце ноября 2018 года компания отказалась от иска.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК27.01.2020