17-11-17 / 2017
Новости отрасли
Армянский урок Баку – Тбилиси – Карс

Прошло несколько недель с момента открытия железной дороги Баку – Тбилиси – Карс (БТК), и первый груз уже был успешно доставлен в Турцию. Открытие БТК было расценено как революционное событие в региональной политике, и Россия начала говорить о начале строительства нового железнодорожного пути. Между тем Ереван начал выяснять причины провала проекта, который мог бы стать альтернативой железнодорожной ветке Баку – Тбилиси – Карс.

Поскольку Россия поняла, что она может остаться за бортом Нового шелкового пути, президент Владимир Путин объявил о строительстве нового скоростного железнодорожного пути через Казахстан. Кремль считает, что эта северная железная дорога будет конкурировать с южным маршрутом или Баку-Тбилиси-Карс. Примечательно, что Россия связана с Китаем Транссибирским маршрутом. Тем не менее грузовые вагоны там двигаются достаточно медленно. На вопрос о том, почему железнодорожный Шелковый путь не может пройти через Россию, посол Китая в России Ли Хуэй ответил: "Каждый имеет право участвовать в проекте Нового шелкового пути, в том числе и Россия. Тем не менее все должны знать, что эта дорога не является маршрутом из точки А в точку Б или маршрутом, по которому может пройти караван верблюдов." Помимо вопроса скорости, у китайцев есть и другие опасения, один из которых – политические риски.

Тем временем в Армении с момента открытия железной дороги БТК начались серьезные дебаты по вопросу территории Джавахети. СМИ писали, что железная дорога дала Тбилиси возможность установить полный контроль над регионом и даже решить проблему Джавахети.

БТК оживит спящий Джавахети, муниципалитет Ахалкалаки, густонаселенный армянами, и предложит новые рабочие места, что, конечно, приведет к сокращению сепаратизма. Но упоминание об этом железнодорожном маршруте в Ереване, как правило, порождает только одну ассоциацию – изоляция Армении. Действительно, после того как железная дорога начала функционировать, Армения оказалась изолированной от всех международных транспортных проектов. Единственный международный транспортный проект, Арташат – Мегри, который должен был соединить Армению с иранской транспортной сетью, провалился, и сейчас обсуждается строительство транспортного коридора между Азербайджаном и Ираном. Так Армения оказалась без железнодорожного сообщения с внешним миром. Правительство Армении использует все предоставленные возможности, чтобы обвинить Грузию в этой изоляции, хотя все знают, что официальный Тбилиси не имеет к этому никакого отношения.

В 2008 году Армения имела шанс разорвать этот порочный круг, процесс получил даже название "футбольная дипломатия", так как был связан с игрой между сборными Турции и Армении, запланированной в Ереване. Президент Турции Абдулла Гюль посетил матч. Параллельно с этим процессом армянская сторона инициировала беспрецедентные работы по реконструкции 12-километрового участка железной дороги Гюмри – Карс, который проходил через Армению. Цель реставрационных работ не была озвучена, но все знали: если политический диалог между двумя странами завершится успешно, одним из первых важных результатов станет открытие указанного железнодорожного пути, который имел бы важное значение для Армении. Однако процесс провалился: армянские националисты обвинили правительство в "продаже" Карабаха, и этот проект канул в Лету. Затем последовала железная дорога Тбилиси – Гюмри – Карс, которая могла бы стать альтернативой проекту Баку – Тбилиси – Карс. Вот что происходит, когда цифры и экономика замещаются огульным патриотизмом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру17.11.2017