24-10-12 / 2012
Новости отрасли
Архангельский траловый флот может быть приватизирован по схеме открытых конкурсных переговоров

Аналогичная схема уже была опробована при продаже госпакетов "Апатита" и "СГ-Транс". Минэкономразвития и ФАС настаивают на проведении аукциона.

Вчера Росимущество провело открытые слушания по вопросу приватизации АТФ. В ходе мероприятия продавцы в лице всех заинтересованных министерств и ведомств - Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Минсельхоза, Росрыболовства, а также уполномоченного агента по приватизации АТФ ОАО "Газпромбанк" - решали, каким способом и на каких условиях 100% акций флота, находящиеся на сегодняшний день в госсобственности, перейдут в руки к потенциальному инвестору. Помимо ранее обсуждавшихся трех вариантов (см. "Ъ" от 31 мая) - аукциона, конкурса с квалификационным отбором и работы с одним покупателем - была рассмотрена так называемая офертная схема, или открытые конкурсные переговоры.

Как пояснил директор департамента корпоративного финансирования Газпромбанка Александр Кулик, "офертная схема" подразумевает подачу заявок без указания цены предложения. В день проведения конкурса всех допущенных к торгам участников собирают за круглым столом, после чего они передают организаторам свои предложения, в том числе ценовые. Как подчеркнул представитель Газпромбанка, при определении победителя будет учитываться не только цена, но и предложения по дальнейшему развитию АТФ. Такая схема подразумевает, что конверты с предложением в течение торгов могут подаваться не единожды, но обычно победитель определяется после второго раунда.

Как заявила глава Росимущества Ольга Дергунова, отвечая на вопрос "Ъ", "подобная схема использовалась при приватизации "Апатита" и "СГ-Транс" и хорошо себя зарекомендовала". Впрочем, единого мнения о способе приватизации АТФ в ходе слушаний достигнуто не было. В частности, Минэкономразвития и ФАС предлагали проведение аукциона, Росрыболовство - конкурса с квалификационным отбором участников.

При этом предложенная Газпромбанком схема предварительного отбора участников не исключает. По словам господина Кулика, банк предложил восемь параметров отбора потенциальных претендентов. Наиболее спорными оказались два - покупателем должно выступать российское юрлицо, конечные бенефициары которого должны быть гражданами РФ; выручка претендента за два последних года должна быть не менее 500 млн руб. Именно по этим требованиям развернулись основные споры. Так, ФАС и Росимущество высказались за допуск иностранцев. Требование по выручке показалось заниженным представителям АТФ и администрации Архангельской области. По их мнению, при таком обороте потенциальный претендент не сможет не только покрыть существующую задолженность предприятия в размере 40% от годового оборота в 4,5 млрд руб., но и вложить средства в развитие флота.

В итоге дискуссию по приватизации АТФ было решено продолжить. Председательствующая на слушаниях Ольга Дергунова заявила, что до конца недели Газпромбанк опубликует все обнародованные предложения и следующее обсуждение состоится с привлечением возможных претендентов. По словам Александра Кулика, потенциальный интерес к покупке АТФ могут иметь до 20 рыбодобывающих компаний и до 5 рыбоперерабатывающих и торговых.

По информации "Ъ", на сегодняшний день в ФАС подано четыре заявки на покупку 100% акций АТФ - от "Русского моря", входящей в нее Русской рыбной компании, а также ООО "Вирма" (учредитель ООО СЗРК) и ОАО "Меридиан". Из них одобрение получила только "Вирма", обе заявки от "Русского моря" ожидают разрешения от комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, и еще одна находится на рассмотрении.

Вчера потенциальные претенденты от комментариев отказались. В неофициальных беседах представители рыбной отрасли признавались, что в предложенной офертной схеме видят два основных недостатка: возможность предварительного сговора между участниками по цене, а также отсутствие четкого ценового шага, отделяющего победителя от проигравших. "Если сумма, предложенная победителем будет больше условно на три рубля, это уже лотерея, а не торги", - считает один из них.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант24.10.12Флот ведут в обход аукциона