16-10-07 / 2007
Компания в СМИ
Argus Media, Нефтетранспорт, октябрь 2007

НПК завоёвывает внутренний рынок

Рынок транспортировки нефтеналивных грузов из России стоит на пороге перемен в связи с усилением конкуренции между железнодорожными операторами и перераспределением экспортных потоков в пользу трубопроводного транспорта. Своей оценкой грядущих перемен в интервью Argus поделился генеральный директор Новой перевозочной компании Валерий Шпаков.

– Каковы перспективы развития железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов?

– Нефтеперерабатывающая отрасль России сегодня активно развивается, что в обеспечит увеличение объемов перевозок. НПК преодолела планку в 1 млн т/месяц. Мы стабильно её держим и уменьшения не видим, по крайней мере – до конца года.

– Как вы смотрите в будущее в свете выхода на рынок «Первой грузовой компании», «дочки» РЖД?

 – Мы анализируем ситуацию. «Первая грузовая компания», конечно, ставит своей целью участвовать не только во внутренних перевозках, но и выходить на экспортные направления. В том числе – и на те, где работаем мы. Парк у них достаточно большой, РЖД передает им 75 тыс. цистерн. Я знаю, что представители «Первой грузовой» уже проводили встречи с некоторыми нашими крупными клиентами. С другой стороны, вагоны РЖД и сегодня не стоят.

Скорее всего, существующий грузопоток РЖД плавно перетечет к «Первой грузовой компании».

Так что с одной стороны мы обеспокоены появлением мощного конкурента, а с другой – видим, что объемы для него уже существуют.

Нас больше беспокоит развитие трубопроводного транспорта: проект «Транснефтепродукта» Север, вторая ветка Балтийской трубопроводной системы, трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Года через три они изменят существующие грузопотоки.

Вот, например, если объемы, которые сегодня экспортируются Китай, пойдут в трубу, высвободится около 15 тыс. цистерн. А это серьезный парк, и он сейчас принадлежит «Роснефти». Логично будет, если «Роснефть» задействует его на собственных маршрутах, потеснив других опрераторов.

– Какая компания будет возить сырье из Сковородино до порта в Козьмино на первом этапе ВСТО?

– У «Транснефти» есть договоренность с РЖД о совместном участии в развитии инфраструктуры ВСТО. Поэтому, скорее всего, приоритет получит РЖД или «Первая грузовая компания». Но возможно участие и других операторов.

 – Каково соотношение экспортных и внутренних перевозок НПК?

– Экспорт, конечно, более организован в плане объемов и технологии. А наша доходность зависит от оборачиваемости вагонов. Поэтому на экспорт приходится около 90% перевозок НПК. Но, учитывая перспективы выхода на рынок «Первой грузовой компании» и развития трубопроводного транспорта, нам нужно завоевывать дополнительную нишу. Вот мы и направляем все усилия, чтобы поднять рынок внутренних перевозок.

– Как ещё вы планируете решать потенциальную проблему с потерей грузовой базы?

– Какие-то моменты, связанные с потерей грузов, появляются даже в нынешней ситуации, это неизбежно. У нас и сегодня появляются проблемы. Например, поставки [газового конденсата «Роснефти»] из Пурпе на Гетмановскую [для Каспийского трубопроводного консорциума] составляли до 100 тыс. т/месяц. Сейчас он сокращается.

Нам необходимо доводить до совершенства свою работу с клиентами, логистику перевозок. Как обычно используется вагонный парк? Цистерна везет груз от пункта А до пункта В, а обратно идет порожний возврат. У нас после пункта B цистерна может поехать еще с грузом через пункты С и D и вернуться с грузом же в пункт А. Но такая схема работает, конечно, не на всех направлениях, как правило, только на коротких плечах в районе Куйбышевской, Приволжской, Горьковской железных дорог на внутренних перевозках.

НПК в цифрах

Новая перевозочная компания (НПК) создана в 2003 г. Компания контролируется группой «Северстальтранс» и «ММК-транс». НПК является одним из крупнейших российских железнодорожных операторов. Объем перевозок нефтеналивных грузов НПК в 2006 г. был равен 7,9 млн т, за восемь месяцев 2007 г. он составил 8 млн т. НПК оперирует парком из 7,2 тыс. цистерн, 80% которых находится в собственности компании. НПК перевозит продукцию Нижегородского и Волгоградского заводов «Лукойла». Компания также перевозит сырье, транспортируемое «Роснефтью» в систему КТК, в том числе и из Северного Кавказа. Кроме того, НПК обеспечивает поставки сырья на Комсомольский НПЗ «Роснефти», а также вывозит продукты с завода. Среди основных клиентов компании также значатся Московский НПЗ и «Ритэк», дочерняя структура «Лукойла».