24-11-21 / 2021
Новости отрасли
Аренда вагонов стала системной

Роман Атмашкин, начальник отдела по операционной аренде железнодорожного подвижного состава ВТБ Лизинг О системном подходе лизинговой компании к операционной аренде вагонов и дальнейших планах развития в этом сегменте "Гудку" рассказал начальник отдела по операционной аренде железнодорожного подвижного состава ВТБ Лизинг Роман Атмашкин. – Роман Андреевич, как в компании пришли к решению выделить операционную аренду вагонов в отдельное направление?

– Мы уже много лет осуществляем сделки в логике долгосрочной аренды под индивидуальные запросы клиентов и в последнее время наблюдаем тенденцию увеличения спроса на эту услугу на железнодорожном рынке. Чтобы предлагать наиболее эффективные решения для бизнеса, мы начали развивать направление операционной аренды вагонов и увеличили парк. Теперь мы готовы предлагать на системной основе операторам различные типы вагонов для выполнения их долгосрочных и краткосрочных проектов.

– Что для этого потребовалось?

– Летом мы приобрели 7,9 тыс. грузовых вагонов для последующей сдачи в операционную аренду. Из них 3,8 тыс. – это полувагоны, больше 2 тыс. газовых и 900 нефтяных цистерн, 400 универсальных платформ, почти по 300 фитинговых платформ и крытых вагонов. Внутри компании было создано два бизнес-блока для развития продукта: один занимается поиском подвижного состава для покупки под операционную аренду и взаимодействует с арендаторами, а другой – организацией сервисного обслуживания техники.

– Чем операционная аренда отличается от финансового лизинга для клиентов и арендодателя?

– Ключевое отличие состоит в том, что в операционной аренде ежемесячные платежи зависят от рыночных арендных ставок, а в финансовом лизинге – от стоимости приобретаемого имущества, аванса и срока лизинга. Также сделка в финансовом лизинге предполагает достаточно глубокий кредитный анализ клиента, определенные требования к финансовому состоянию. Для операционной аренды же достаточно упрощенного анализа, необходимо меньшее количество документов и требования к кредитному качеству контрагента не столь высоки. То есть в числе своих клиентов здесь мы видим как крупных операторов, так и небольшие компании.

– На какое количество вагонов вы ориентируетесь при заключении сделок операционной аренды? На какой срок может быть заключен такой договор?

– Минимальный лот, который мы рассматриваем в рамках этого продукта, – от 200 единиц подвижного состава. Срок – от одного года. Сам продукт операренды подразумевает, что мы не держим вагоны в простое в ожидании потенциальных арендаторов. Перед тем как приобретать парк, мы проводим запрос предложений и вагоны покупаем под конкретного клиента. Второй возможный вариант сотрудничества предполагает приобретение парка, который клиент уже арендует с правом выкупа, в случае, если он хочет увеличить срок аренды. Тогда мы можем купить конкретные вагоны и передать их в последующую аренду без сбора предложений.

– Какие нововведения вы планируете внедрить на данном направлении?

– Сейчас на нашем сайте разрабатывается отдельный раздел, в котором услуга операционной аренды вагонов будет описана со всеми базовыми атрибутами. В этом разделе мы в том числе будем информировать потенциальных клиентов о том, какие лоты подвижного состава планируем приобретать. По ним в режиме онлайн будем принимать предложения об аренде от всех желающих. Важно, что при запросе предложений мы сразу будем предоставлять договор, а также список юридических и финансовых документов, необходимых для одобрения лизинговой сделки.

– Как рассчитываются арендные платежи?

– В ВТБ Лизинг есть разные подходы к расчету арендного платежа. Это может быть фиксированная арендная ставка на срок договора или условно плавающая, когда она привязывается к различным индикаторам, например к показателям погрузки или к доходности контрагента. Тогда ставка рассчитывается ежемесячно в зависимости от того или иного параметра.

– Каким парком располагает компания для реализации нового направления работы?

– В начале года наш парк в оперировании насчитывал 6 тыс. вагонов. Сейчас в операционной аренде задействовано порядка 15 тыс. единиц подвижного состава. В следующем году мы планируем приобрести еще около 20 тыс. вагонов. Таким образом, общая численность этого парка достигнет 35 тыс. единиц.

– Какой тип вагонов востребован больше всего?

– Наибольшей популярностью пользуются полувагоны. На них сейчас самый высокий спрос. Вместе с тем мы сдаем в аренду парк газовых и нефтебензиновых цистерн, также у нас есть платформы и крытые вагоны. Довольно диверсифицированный парк.

– Как организовано обслуживание подвижного состава?

– Мы организуем сервис в партнерстве с крупнейшими вагоноремонтными компаниями – НВРК, ОМК "Стальной путь" и РК "Новотранс". В большинстве случаев распределение зон ответственности в рамках операционной аренды выглядит классическим образом: мы берем на себя плановые и часть текущих ремонтов. Вообще достаточно гибко подходим к этому вопросу, все зависит от пожеланий клиента.

– Какие еще лизинговые компании занимаются этим продуктом на рынке?

– Такая опция есть у многих лизинговых компаний, у каждой из них свои особенности работы, большинство работает по такому же принципу, как раньше работали мы: аренда под конкретный запрос клиента.Тех, кто подходит к аренде подвижного состава как системному продукту, на рынке немного, и мы рады, что ВТБ Лизинг вошел в эти ряды.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.11.2021