28-03-11 / 2011
Новости отрасли
Арбитраж постановил, что ведомственная охрана должна полностью компенсировать потерю груза отправителям

Федеральный арбитражный суд Московского округа по инициативе ФАС принял постановление, в котором обязал федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» фактически отменить разработанную им методику расчёта предела ответственности перед своими контрагентами. В ведомственной охране утверждают, что это может вызвать повышение ставок договорного сбора за охрану и усложнение процесса перевозок.

Методика расчета предела ответственности перед контрагентами была разработана и утверждена два года назад. Максимальная стоимость, которую охрана могла вернуть своим клиентам в случае инцидентов с грузами, составляла в 2009 году 2,2 млн. руб. за один вагон, в 2011-м - 2,5 млн. руб. ФГП ВО ЖДТ России является доминирующей структурой в сегменте сменной охраны.

Согласно приказу МПС России № 38 от 2003 года в режиме обязательной сменной охраны по железной дороге должно сопровождаться значительное количество грузов. В частности, бензин, цветные металлы, мебель, различные виды оборудования. ФАС обвинила ФГП ВО ЖДТ России в навязывании своим контрагентам заведомо невыгодных условий договора. Федеральный арбитражный суд Московского округа поддержал эту позицию, отклонив два принятых ранее решения судов нижестоящих инстанций в пользу ведомственной охраны.

Антимонопольное ведомство настаивало, что если охрана берет груз под свою защиту, то она должна нести полную ответственность за его сохранность.

Как пояснили в ФГП ВО ЖДТ России, методика разрабатывалась так, что в ставках договорного сбора за охрану не была предусмотрена соответствующая составляющая по компенсации этих средств.

"Мы получаем груз в вагоне под пломбой и сдаем его также под пломбой, поэтому не имеем возможности проверить его содержимое, - говорит заместитель директора предприятия по правовой работе Владимир Василевич. - Если в вагоне вместо никеля оказались бетонные блоки, то это говорит о недобросовестности грузоотправителя. В пути следования груза доступа к нему мы не имеем. Получается так, что мы сопровождаем груз высокой стоимости, а наши ставки сбора в целях соблюдения баланса интересов грузоотправителей и экспедиторских организаций увеличить не можем. И денег на выплату компенсаций при стоимости одного вагона с никелем более 70 млн. руб. у нас просто нет".

Владимир Василевич говорит, что несколько лет назад предприятие пробовало повысить ставки за охрану, но под давлением ФАС и грузоотправителей оставило их на прежнем уровне. Ответом на это и стала разработка методики ограничения предела ответственности. В период ее действия случаи недостачи охраняемых грузов уменьшились в несколько раз. По мнению ведомственной охраны, это говорит о том, что есть случаи, когда сами грузоотправители загружают в вагон или контейнер меньше груза, чем декларировали.

Так, например, только в 2011 году зарегистрировано пять случаев недостачи груза "катодная медь", следовавшего транзитом с "Узбекских железных дорог" в адрес Новороссийского морского порта с общей недостачей более 12 тонн меди на сумму 36 млн. руб., при этом запорно-пломбировочные устройства находились в исправном состоянии. "Вскрывать и досматривать каждый вагон при погрузке мы не в состоянии, а следуемые под таможенным контролем - не имеем права, поскольку это требует значительного времени и усложнит для ОАО "РЖД" технологический процесс перевозки, - говорит Владимир Василевич. - Если просто заложить потери в ставки, то они могут значительно возрасти. Страхование же для грузоотправителей будет еще дороже, потому что оно прямо зависит от стоимости груза. Поэтому методика ограничения предела ответственности - это соломоново решение, которое в течение двух лет устраивало более 8,5 тыс. контрагентов ФГП ВО ЖДТ России, и с этой целью оно и принималось". Федеральная антимонопольная служба комментировать ситуацию отказалась. Тем не менее, грузоотправители фактически поддержали решение суда.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок28.03.11Методика в суде