17-08-12 / 2012
Новости отрасли
Арбитраж Москвы занял позицию РЖД в споре с ФАС по регулируемым перевозкам грузов

Арбитражный суд Москвы занял позицию ОАО "Российские железные дороги" (РТС: RZHD) (РЖД) в споре с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) РФ, предписывавшей монополии при создании ее вагонных "дочек" - ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) и ОАО "Вторая грузовая компания" (ВГК), возить грузы по тарифам, регулируемым государством.

Как сообщалось ранее, в ноябре 2011 г. ведомство признало перевозчика нарушившим антимонопольное законодательство. Основанием для разбирательства послужили "многочисленные обращения" грузоотправителей и региональных властей о "неконтролируемом росте стоимости перевозок". Также в жалобах речь шла о "необоснованном уклонении РЖД от приема, согласования и исполнении заявок на перевозки грузов" в так называемом "инвентарном парке", привлекаемом и предоставляемом всем грузоотправителям на равных условиях по регулируемым тарифам. "Было установлено, что РЖД не приняли меры по исполнению вступившего в законную силу предписания ФАС, выданного еще при создании ПГК", - отмечал ФАС, предписав монополии обеспечивать перевозки по регулируемым тарифам

Кроме того, в этой связи ведомство сообщило, что оштрафует компанию. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин говорил, что к перевозчику возможно применение оборотного штрафа (по закону он составляет от 1% до 15% от оборота компании по определенному виду деятельности). Позднее РЖД сообщили, что сумма штрафа может составить от 0,3% до 3% выручки от грузоперевозок за 2011 г. (от 3 млрд руб. до 30,1 млрд руб.).

Как сообщалось ранее, в апреле 2011 г. РЖД, ПГК, ВГК и ФАС подписали регламент предоставления подвижного состава. Он предусматривал, что "дочки" перевозчика до продажи контрольного пакета акций "Первой грузовой компании" (ныне продана структурам Владимира Лисина) должны предоставлять вагоны для перевозок по регулируемым тарифам. Разработать документ ФАС предписала РЖД еще в сентябре 2010 г. - вместе с одобрением ходатайства о создании ВГК. В нем было отражено положение о том, что совокупные расходы грузоотправителей на перевозку не должны быть выше государственных тарифов (зафиксированы в прейскуранте "10-01"), которые ниже рыночных. Это означало, что предоставлять вагоны непосредственно грузоотправителю, равно как и привлекать их у ПГК и ВГК, перевозчик должен тоже по "10-01".

Согласованный вариант фактически перекладывал все убытки, связанные с предоставлением вагонов по "10-01" на самих вагонных операторов РЖД. При этом ни ПГК, ни ВГК при соблюдении технологических требований не могли отказать в подаче имеющегося у них в наличии подвижного состава "Российским железным дорогам" по заявке грузоотправителей. Причем государственные операторы также обязались в документе "принять меры, направленные на обеспечение использования перевозчиком их вагонов". РЖД, в свою очередь, должны обеспечить общие затраты на транспортировку на уровне не выше "10-01" и на равных условиях.

В среду, согласно сообщению РЖД, Арбитраж Москвы признал решение ФАС недействительным.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости17.08.12Суд поддержал РЖД
Интерфакс17.08.12Арбитраж Москвы занял позицию РЖД в споре с ФАС по регулируемым перевозкам грузов