08-08-13 / 2013
Новости отрасли
Антимонопольная служба подозревает железнодорожников в том, что они навязывают клиентам условия договоров

РЖД запретили уклоняться от штрафов за опоздание - она больше не сможет навязывать клиентам договор на "увеличение сроков доставки грузов". Но РЖД нашла выход: теперь она предлагает доплатить за своевременную доставку

Чтобы избежать штрафов за несвоевременную доставку, РЖД включила в заявку на перевозку грузов условие о заключении договора на "увеличение сроков доставки грузов", выяснила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Заключать такие соглашения в марте прошлого года монополия поручила своей структуре - Центру фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО). Без такого договора РЖД отказывалась выполнять заявки, следует из материалов антимонопольного ведомства.

Грузоотправители (какие именно, не раскрывается) пожаловались на действия РЖД в ФАС. Служба провела расследование и сочла, что РЖД нарушила п. 3 ч. 1 ст. 10 закона "О защите конкуренции" ("навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора"). Кроме того, порядок исчисления сроков доставки грузов установлен одноименными правилами и регламентируется уставом железнодорожного транспорта, напоминает ФАС.

ФАС направила РЖД предписание устранить нарушение антимонопольного законодательства, и госкомпания отменила поручение. Но у ФАС есть информация, что РЖД продолжает нарушать закон.

Представитель РЖД уверяет, что все договоры с грузоотправителями заключаются в строгом соответствии с законодательством.

Сотрудники двух компаний грузоотправителей рассказали "Ведомостям", что теперь РЖД предлагает заключить с ЦФТО договор "комплексного транспортно-логистического обслуживания" (КТЛО), по которому надо доплатить $3 сверх тарифа за каждую перевезенную тонну груза. Что за "обслуживание" предусмотрено договором, собеседники не рассказывают. Но говорят, что с КТЛО скорость доставки заметно вырастает.

$3 с тонны - это 5% от средней стоимости перевозки горно-металлургических грузов, 3% - от перевозки нефти, 8-10% - угля, говорит гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров.

Странно, что грузоотправители не пожаловались в ФАС, ведь речь идет о дискриминационном доступе к инфраструктуре, удивляется эксперт.

Представитель РЖД настаивает на том, что договор КТЛО - это услуга, которая предлагается клиентам, а не навязывается, так что все по закону.

В конце июля руководитель ФАС Игорь Артемьев выступил с критикой и в адрес РЖД. По его словам, в России расценки на железнодорожные перевозки одни из самых высоких в мире. А РЖД Артемьев назвал "типично советской монополией" и "вторым, железнодорожным "Газпромом". Президент РЖД Владимир Якунин возразил, что претензии ФАС "надуманные".

В прошлом году ФАС оштрафовала РЖД на 2,2 млрд руб. за злоупотребление доминирующим положением. В конце 2011 г. грузоотправители и региональные власти пожаловались в ФАС на снижение доступности услуг монополии.-

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости08.08.13Как РЖД объезжает закон