16-03-15 / 2015
Новости отрасли
Анатолий Лазарев: «Третья очередь специализированного угольного комплекса – драйвер развития портовых мощностей Дальнего Востока»

В 2014 году морские порты Дальневосточного бассейна увеличили перевалку грузов до 162,5 млн тонн (+12,3%), из них сухогрузов - до 97 млн тонн (+16,3%). Экспортные грузы в этом бассейне, как известно, направляются преимущественно в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где отмечается стабильный рост спроса на угольную продукцию. Крупнейший стивидор России, специализирующийся на перевалке угля - ОАО "Восточный Порт", задает темп развития для всех портов Дальнего Востока. За год предприятие увеличило переработку груза на 22,9% - до 21,84 млн тонн (на 4 млн больше, чем в прошлом году). Как наращивать грузооборот, одновременно повышая уровень качества услуг, и с какими сложностями приходится сталкиваться стивидорам Дальнего Востока России, рассказал управляющий директор ОАО "Восточный Порт" Анатолий Лазарев.

"Транспорт": Анатолий Анатольевич, грузооборот вашей компании стал рекордом для всех угольных стивидоров страны. Как вам удалось достичь таких результатов?

- Оба производственно-перегрузочных комплекса нашей компании в 2014 году вышли на абсолютно новые качественные показатели. На Угольном комплексе переработано 17,288 млн тонн угля, что на 19,1% выше показателей 2013 года. На Универсальном производственно-перегрузочном комплексе рост составил 40%, переработано 4,552 млн тонн.

Конечно, я не могу сказать, что мы не ожидали такого результата. Всероссийский рекорд достигнут в первую очередь благодаря грамотному распределению ресурсов. Мощным катализатором послужила реализация программы модернизации и обновления оборудования, которая разработана специалистами ОАО "Восточный Порт" совместно с ООО "Управляющая портовая компания" (единоличный исполнительный орган ОАО "Восточный Порт").

Параллельно мы продолжаем совершенствовать складскую логистику - это технология размещения груза на складе таким образом, чтобы сократить количество грузовых работ, тем самым ускорив работу комплекса. На нашем Универсальном комплексе введены в эксплуатацию новые складские площади, строим дополнительную железнодорожную инфраструктуру, закупаем дополнительную специализированную технику. Мы определили зоны роста и теперь наша цель для Универсального перегрузочного комплекса - 6 млн тонн в год.

"Транспорт": Наращивая грузооборот на действующих комплексах, вы параллельно продолжаете строительство нового терминала. Это один из немногих проектов увеличения портовых мощностей Дальнего Востока, который действительно находится в активной стадии реализации. На каком этапе сейчас строительство?

- В ноябре 2012 года положено начало строительству будущей 3-й очереди специализированного комплекса. Реализация проекта рассчитана на 48 месяцев и ведется специалистами ОАО "Восточный Порт" совместно с ООО "Управляющая портовая компания".

Проект предполагает создание четырех складов общей вместимостью примерно 800тыс. тонн груза, системы конвейерного оборудования со станцией разгрузки вагонов, а также комплексом оборудования для обработки угольной продукции в зимний период, не имеющей аналогов в Российской Федерации. В 2017 году планируется ввести в эксплуатацию пусковой комплекс 3-й очереди, рассчитанный на проектную мощность 10 млн тонн угля в год. Впоследствии 3-я очередь превзойдет по производительности действующий Угольный комплекс нашей компании. По предварительной оценке, к 2020 году все производственные мощности ОАО "Восточный Порт" смогут перерабатывать примерно 39 млн тонн грузов в год.

Общая стоимость реализуемого проекта составляет около 15 млрд рублей. Строительство осуществляется за счет собственных средств ОАО "Восточный Порт".

"Транспорт": Насколько интересно вашей компании участие государства в реализации проекта? Вы рассматриваете возможность сотрудничества в рамках государственно-частного партнерства?

- Что касается строительства 3- й очереди, действительно есть позиция, с которой нам было бы интересно участие государства, - это создание внешней железнодорожной инфраструктуры, а именно - внешнего железнодорожного парка для обеспечения работы 3-й очереди.

Существует федеральный проект "Развитие транспортного узла "Восточный-Находка". Мы вынесли предложение госорганам поучаствовать в реализации 3-й очереди. На данном этапе строительство и реконструкция железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств станет хорошим подспорьем не только для ОАО "Восточный Порт", но и для других местных стивидорных компаний.

Строительство 3-й очереди - важный и значимый проект для всего региона. Это создание новых рабочих мест, значительное увеличение налоговых отчислений в казну государства.

Я уверен, что увеличение портовых мощностей на Дальнем Востоке положительно отразится на развитии промышленности и в центральных регионах России. Угледобывающие предприятия сейчас тоже активно увеличивают мощности. Таким образом, еще один крупный терминал, оснащенный современным оборудованием, - это гарантия реализации продукции для добытчиков и рост конкурентоспособности российского энергоресурса на мировом рынке.

"Транспорт": Что в ОАО "Восточный Порт" делают для повышения конкурентоспособности российского угля?

- Это целый ряд мер в рамках программы модернизации. Сейчас на обоих комплексах действует программа очистки груза от металлического контаминанта. Магнитные сепараторы нового поколения с повышенной мощностью установлены в пунктах пересыпки груза. Их увеличенное количество позволяет перед погрузкой на судно добиться максимальной очистки угля.

Из последних новшеств - автоматизированные сортировочные комплексы, которые были введены в работу в 2014 году. Эти комплексы позволяют отгружать на суда уголь, соответствующий экспортной фракции не более 50 мм. Сегодня запущены три линии комплексов. Как говорят грузополучатели из стран АТР, качество очистки угля после прохождения данной процедуры максимально. Эта одна из причин, по которой партнеры выбирают именно наше предприятие. Сама услуга стала настолько популярна среди покупателей энергоресурса, что мы приняли решение в 2015 году запустить дополнительную, четвертую линию. Это наше ноу-хау: такой сортировочный комплекс - единственный в России. Но при этом мы готовы делиться опытом с коллегами. В феврале нас уже посетили стивидоры из Санкт-Петербурга, также посмотреть на работу нового оборудования регулярно приезжают делегации из стран АТР. Уверен, что эта мера позволит повысить спрос на российский уголь на мировом рынке.

"Транспорт": Как, по вашему мнению, отразится кризис на развитии портовой инфраструктуры? Есть ли риск, что вам придется заморозить реализацию каких-либо проектов?

- Что касается нашей компании, мы сделаем все возможное, чтобы не подвести страну и регион, и построим новый терминал в назначенный срок. Мы просто не можем позволить себе не выполнить данные обязательства, ведь, являясь градообразующим предприятием и крупнейшим налогоплательщиком края, ОАО "Восточный Порт" несет ответственность не только за свой коллектив, но и за благополучие всего края.

Безусловно, есть риск, что проекты по развитию портовой инфраструктуры, которые сейчас находятся на стадии планирования, столкнутся с определенными сложностями. Однако я считаю, что наше правительство в этот непростой период выбрало правильный вектор развития. Мы делаем упор на экономику страны, на рост производства.

На самом деле мы живем в стране с колоссальным экономическим потенциалом. Сегодня много говорят о развитии транспортной инфраструктуры, и это правильно. Без развития транспорта развитие экономики невозможно. Думаю, правильно в этот нелегкий период поддержать те предприятия, которые уже реализуют значимые для страны проекты, которые в минимальные сроки принесут положительные результаты.

На Угольном комплексе переработано 17,288 млн тонн угля, что на 19,1% выше показателей 2013 года

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт16.03.2015