27-02-12 / 2012
Новости отрасли
Анализ причин изломов боковых рам тележек грузовых вагонов показал: предприятия выпускают слишком много брака

На эту тему – наша беседа с начальником департамента вагонного хозяйства ОАО "РЖД" Дмитрием Лосевым.

– Дмитрий Николаевич, сегодня у многих вызывает очень серьезную тревогу череда изломов литых деталей тележек грузовых вагонов…

– В ОАО "РЖД" также крайне обеспокоены постоянно растущей динамикой изломов боковых рам. За последние 6 лет на железных дорогах России разрушилось 90 этих деталей. Причем основной пик изломов боковых рам пришелся на 2010–2011 гг.

В прошлом году на инфраструктуре РЖД произошло 24 случая излома боковых рам, два из которых привели к крушениям на Куйбышевской и Горьковской железных дорогах, два – к авариям на Октябрьской магистрали и еще 16 случаев – к сходам подвижного состава, которые произошли в разных регионах.

К сожалению, в 2012-м положение с изломами не стабилизируется. Результаты января и начала февраля текущего года бьют все рекорды: произошло еще 8 случаев излома боковых рам тележек, два из которых уже привели к крушениям на Северной и Забайкальской железных дорогах, 6 случаев – к сходам подвижного состава.

Две изломавшиеся боковые рамы были изготовлены в 2010 году на Кременчугском заводе стального литья, две на предприятии "АзовЭлектроСталь" в 2010 и 2011 годах, одна 2008 года произвлдства ООО "Промтрактор-Промлит", две – 2005 года производства НПК "Уралвагонзавод" и одна 1989 года – Бежицкого сталелитейного завода.

Показательным является то, что у каждого завода есть свой критический год изготовления, на который приходится основное количество изломов боковых рам. Такими критическими годами для НПК "Уралвагонзавод" стали 2007 год – 18 изломов, 2005-й – 9 изломов. Для "АзовЭлектроСтали" – 2008–2010 гг. Для ООО "Промтрактор-Промлит" – 2008 год. Для "Алтайвагона" – 2010-й. Для Кременчугского завода стального литья – 2010 год.

Таким образом, около 80% от всех изломов боковых рам приходится на детали, изготовленные в 2005–2010 гг. Но больше всего отличились по количеству брака на "АзовЭлектроСтали", где даже имеется случай излома боковой рамы, отлитой в 2011 году.

– Получается, что детали не выдерживают даже гарантийного срока эксплуатации…

– Совершенно верно. С 2006 года 81% рам разрушились в пятилетний гарантийный период своей эксплуатации. В связи с этим в ОАО "РЖД" стали проводить внеочередное дефектоскопирование литых деталей, что позволило максимально изъять бракованное литье НПК "Уралвагонзавод" и исключить еще более массовые изломы боковых рам. Благодаря этой совместной с заводом программе удалось улучшить положение дел на предприятии. Но так поступили не везде.

– Когда чаще всего ломаются рамы?

– Наибольшее число изломов боковых рам приходится на зимний период. Поэтому возникает вопрос: для каких климатических условий были созданы все эти боковые рамы? Рассчитано литье на российский климат, но основная доля от всех изломавшихся боковых рам не соответствует показателям ударной вязкости при -60 градусов.

Поэтому РЖД вынуждены усилить контроль за вагонами в морозы. У нас остается только одна надежда – на профессионализм осмотрщика вагонов, который в жару и в лютый холод, под дождем и ночью должен вовремя, без современных средств диагностики, которыми обладают все заводы и ремонтные предприятия, безошибочно обнаружить зарождающуюся трещину и принять правильное решение по отцепке вагона.

Наше заключение подтверждает средний пробег вагона до визуального обнаружения в эксплуатации усталостной трещины, который за последние три года составил 98 тыс. км. В связи с этим предложения ОАО "РЖД" перейти на межремонтный период 1 год, или 110 тыс. км, для вагонов, не оборудованных усиленными боковыми рамами, по-прежнему остаются в силе. Ведь все то, что не смогли обнаружить осмотрщики вагонов, выявляется при проведении плановых видов ремонта.

– Есть подозрения, что заводы используют контрафактное литье. Бывали ли такие случаи?

– Немаловажным фактором, влияющим на надежность литых деталей тележек, является использование контрафактных или некондиционных фрикционных клиньев и пружин рессорного комплекта. К примеру, проведенные ОАО "ВНИИЖТ" исследования фрикционных клиньев тележек, установленных ОАО "Алтайвагон" при постройке вагона, показали, что в тележках, имевших изломы боковых рам, клинья марки СЧ25 были изготовлены из чугуна, не соответствующего стандартам. Зафиксированы и массовые случаи повторного использования ранее забракованного литья. В прошлом и нынешнем годах мы имеем два серьезных схода с рельсов подвижного состава из-за излома ранее забракованных боковых рам, приобретенных по серым схемам у вагоноремонтных предприятий. Это серьезный бич нынешней ситуации с дефицитом литья, когда невозможностью заводов-производителей обеспечить рынок качественной продукцией порой пользуются нечистые на руку предприниматели.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru24.02.12Серые схемы поставок литья приводят к авариям