02-04-20 / 2020
Новости отрасли
Аналитики представили два сценария развития российского рынка грузоперевозок на фоне пандемии коронавируса

На объем грузоперевозок в связи со сложившейся ситуацией пандемии влияет закрытие производственных предприятий в международной среде, угроза закрытия предприятий в России, увеличение сроков поставки грузов, следующих через границу, необходимость самоизоляции водителей между рейсами и снижение платежеспособности отраслей экономики. Возможными негативными последствиями для отрасли могут стать переориентация и снижение транспортных потоков, уменьшение рентабельности, демпинг и снижение тарифов. Такие выводы приводятся в докладе "Корректировка прогноза развития в связи с изменением экономических и социальных условий" маркетингового агентства "MegaResearch". Аналитики напоминают, что для рынка грузоперевозок характерен небольшой объем международных рейсов: традиционно грузы из-за границы завозятся силами иностранных

транспортных компаний, которые имеют преференции на российском рынке. В частности, это касается белорусских и польских перевозчиков.

"Появление пограничного контроля между странами ТС, транспортное сообщение в Калининградской области, проходящее через международные границы, а также дополнительные границы в зоне ЕС. Появление дополнительных границ повлекло за собой увеличение сроков поставки на 2-3 дня и рост стоимости доставки. Некоторые перевозчики повышают тарифы, однако из-за нехватки грузов тарифы могут опуститься, что повлияет на рентабельность перевозок", отмечают авторы доклада.

Для того, чтобы сохранить устойчивость на российском рынке, по мнению аналитиков, необходимо снятие весенних ограничений в регионах, отмена весового контроля для транспортных средств, перевозящих продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости и меры государственной поддержки для малого, среднего и микробизнеса. В частности, держаться на плаву средним и мелким бизнесменам помогут

Предоставление на ближайшие полгода отсрочки по всем налогам, за исключением НДС; отсрочка по кредитам и мораторий на 6 месяцев на подачу заявлений от кредиторов на банкротство компаний и взыскание с них долгов и штрафов. Также речь может идти о снижении страховых взносов с 30 до 15% на сумму заработной платы, превышающей МРОТ.

Объем российского рынка грузоперевозок в ближайшей перспективе будет зависеть от дальнейшего сценария развития событий.

Согласно оптимистичному ("азиатскому") сценарию, спад пандемии коронавируса начнется в апреле-мае. В этом случае в период восстановления производств, продукция которых импортировалась в Россию, произойдет частичное перераспределение грузопотоков в пользу внутренних перевозок. После прекращения распространения инфекционного заболевания будет наблюдаться спад грузоперевозок на период 1-2 месяцев, в течение которого возможно снижение тарифов при обострении конкуренции между игроками. При реализации оптимистического сценария и поддержке государства отрасль покажет небольшое падение в текущем году и постепенное восстановление в 2021-2022 гг.

Базовый сценарий предполагает, что коронавирусная инфекция будет распространяться более двух месяцев. Закрытие европейских промышленных предприятий на длительный срок внесет сбои в системы поставок продукции и запчастей для импортозависимых отраслей. В результате будет наблюдаться переориентация транспортных поставок на другие регионы. Введенный в большинстве регионов России карантин может спровоцировать закрытие многих предприятий, что еще больше снизит объем грузовых перевозок. "В борьбе за клиента компании будут использовать демпинг для получения средств на оплату лизинговых и кредитных платежей. Данный фактор повлечет за собой снижение тарифов, падение рентабельности перевозчиков и уход игроков с рынка. По итогам 2020 года снижение объема рынка составит около 10%, затем он начнет медленно расти и к 2022 году отыграет половину этого падения", прогнозируют аналитики.

При развитии пессимистичного сценария ("европейского", а именно итальянского варианта), широкое распространение коронавирусной инфекции вызовет остановку крупных производств, что может спровоцировать не только дефицит товаров, но и производственный и, как следствие, финансовый кризис. Выход международных перевозчиков на внутренний рынок повлечет за собой вынужденный демпинг, снижение тарифов и прекращение деятельности ряда игроков. Переориентация перевозчиков промышленных товаров на товары первой необходимости еще больше увеличит насыщенность рынка и ужесточит конкуренцию и борьбу за заказы. В наиболее благоприятной ситуации при этом окажутся коммерческие перевозчики в структуре крупнейших ритейлеров.

При реализации пессимистичного сценария в ближайшие два года рынок потеряет до 20% своего объема, после 2021 года может начаться восстановительный рост с темпом примерно по 5% в год. Прохождение данного пути отраслью грузоперевозок возможно только при эффективной и оперативной поддержке государства и введении дополнительных мер, позволяющих сохранить игроков рынка, комментируют авторы исследования.

В целом же аналитики приходят к выводам, что распространение коронавирусной инфекции, повлекшее ограничение экономической активности, может быть как длительным (до года), так и коротким (до 2 месяцев). Независимо от сценария, отрасль грузоперевозок ждет период стагнации. Ее длительность зависит от масштабности распространения вируса как в России так и в мире. "Государственная поддержка отрасли будет применяться только для малого, среднего и микробизнеса, а крупные компании вынуждены самостоятельно нивелировать потери. Для сохранения оборотов грузоперевозчикам необходимо оптимизировать издержки и искать новые ниши. Одной из перспективных является не используемая ранее ниша доставки ("последняя миля"). Пoсле окончания карантина изменится модель поведения потребителей: в крупных городах повсеместно появится практика доставки продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости. Рынок доставки будет увеличиваться в ближайшие два года на 20% в год", отмечают аналитики "MegaResearch".

В случае же, если ситуация глобальной опасности затянется по времени и по количеству жертв, в системе ценностей у человека на первый план выйдут семья, сохранение жизни близких, дом как пространство для сохранения жизни. Все это может повлечь за собой изменение потребления – увеличение продаж товаров для дома и частного строительства, здорового образа жизни и т.д. Вместе с тем ситуация в экономике будет способствовать ускорению процесса цифровизации отрасли и введения электронного документооборота. "После восстановления потребления для отрасли будут характерны проблемы с платежами от грузовладельцев, сокращение их производственных мощностей и др.", подытоживают эксперты.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер02.04.2020