21-12-18 / 2018
Новости отрасли
«Анаконда» чувствует поезда

На участке Балтийск – Шиповка протяженностью 23 км Калининградской дороги приступили к тестовой эксплуатации системы интервального регулирования движения поездов "Анаконда" с передачей данных по цифровому радиоканалу. Эта система позволит удешевить и упростить обслуживание пути.

Новая технология позволит упростить систему сигнализации, централизации и блокировки. Система "Анаконда" – один из трех уже реально имеющихся элементов большого проекта по интервальному регулированию поездов, позволяющему увеличить грузопоток на сети без строительства новых путей. Кроме "Анаконды", также тестируются технологии подвижных блок-участков и организации движения по цифровому каналу DMR.

Принцип работы технологии подвижных блок-участков в том, что сигналы на следующий локомотив посылаются с последнего вагона движущегося впереди поезда. Перегон, оборудованный системой сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), делится на рельсовые цепи. Проезжая по ним, поезд замыкает электрическую цепь колесами, благодаря чему бортовые приборы идущего сзади локомотива получают через автоматическую систему локомотивной сигнализации АЛСО точную информацию о режиме движения впереди идущего поезда, о расстоянии до него. Так появляется возможность отказаться от жесткой привязки к светофорам, организовав подвижные блок-участки, которые как бы тянутся за поездом "хвостом", позволяя приближаться к нему на расстояние менее 1 км. Но эту технологию целесообразнее применять при тактовом движении поездов.

Организация движения по цифровому каналу DMR заключается в том, что радиосигнал с каждого локомотива передается диспетчерскому аппарату. Широко применяемая аналоговая система поездной радиосвязи нередко бывает неудовлетворительного качества из-за высокого уровня помех в диапазоне 2 МГц.

Однако у радиосвязи есть свои недостатки. Она может нестабильно работать в условиях пересеченной местности, в тоннелях, ей требуются ретрансляторы, она более подвержена внешним воздействиям. В связи с внедрением современного подвижного состава с асинхронным тяговым приводом и увеличением токов в тяговой сети обстановка с помехами в этом диапазоне частот в будущем ухудшится.

"Анаконда" же позволяет контролировать шумовую обстановку вдоль пути, оценивать возможные технические неполадки в составе на ходу. Система помехоустойчива и позволяет отказаться от рельсовых цепей, которые дороги в обслуживании и подвержены погодным воздействиям. Вместе с тем для ее эксплуатации требуется электропитание.

Технология предусматривает использование свободного волокна в оптоволоконном кабеле, проложенном вдоль пути, для определения нахождения поезда по вибрации земляного полотна. В оптическое волокно посылается импульс, который частично отражается от неоднородностей волокна. Отражение принимается фотодетектором. За счет акустической вибрации кабеля происходит отражение сигнала, что и фиксируется рефлектометром (устройство, способное фиксировать вернувшийся сигнал. – Ред.).

"Эта технология позволяет контролировать движение поезда по вибрации земляного полотна, которая создается движущимся составом, – говорит главный инженер Калининградской дирекции инфраструктуры Алексей Суховерша. – Система позволяет отказаться от использования рельсовых цепей". В результате увеличивается точность мониторинга прохождения грузовых и пассажирских поездов, а расходы по эксплуатации малоинтенсивных участков сокращаются. Это происходит за счет того, что на участках, где лежит кабель, необходимо монтировать гораздо меньше оборудования сигнализации, централизации и блокировки.

"Данные, которые получает "Анаконда", передаются по каналу радиосвязи на локомотив, оборудованный антенной и модемом, – пояснил начальник технической службы Дирекции тяги Дмитрий Хомченко. – В результате машинист имеет информацию о количестве впереди лежащих блок-участков и сигналах светофоров. Это перспективная технология".

Как заявляют разработчики "Анаконды" – специалисты АО "НИИАС", система обеспечивает контроль местоположения подвижного объекта на расстоянии до 70 км от рефлектометра с точностью до 5–7 м, а также выдает параметры скорости.

Цель ОАО "РЖД" – отработка и использование инноваций таким образом, чтобы на конкретных полигонах применять ту систему, которая даст максимальный экономический эффект. В данном случае на Калининградской дороге "Анаконда" позволяет отказаться от монтирования дорогостоящей автоблокировки, поскольку проложить оптоволоконный кабель при конкретных условиях дешевле.

Испытания на КЖД планируется завершить в апреле. И если опыт будет признан успешным, систему "Анаконда" введут в производственную эксплуатацию.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.12.2018