21-03-17 / 2017
Новости отрасли
Аммиаку насчитали долгий путь

ОАО "Российские железные дороги" ввело скидку 9,1 на экспортные перевозки аммиака безводного сжиженного и аммиака жидкого безводного в груженом рейсе при перевозках на расстояние свыше 1,5 тыс. км.

Экспортеры получили скидку на перевозку продукции. Решение вступило в силу 12 марта. "Основной целью предоставления данной преференции являлось повышение конкурентоспособности товаров российских производителей на мировых рынках сбыта. Для аммиака это европейский рынок, где ситуация непростая и надо удержать позиции компаний. Обращения были от разных грузоотправителей", – прокомментировали решение в Центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО "РЖД" .

Помимо европейского рынка российский аммиак поставляется в США, Китай, страны Латинской Америки.

Производители экспортного сырья, прежде всего владельцы удаленных от портов предприятий – "Уралхим" и "Еврохим", в прошлом году неоднократно обращались к руководству ОАО "РЖД", в правительство и регулирующие органы РФ с просьбой о снижении тарифов. Так, в октябре 2016 года объединяющая производителей аммиака Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) обращалась к председателю правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву с просьбой ограничить рост тарифов на железнодорожные перевозки удобрений в 2017 году и не допускать увеличения тарифной нагрузки на экспортные перевозки минеральных удобрений и аммиака предприятиями отрасли в рамках тарифного коридора в период 2017–2019 годов. Свои предложения РАПУ объяснила негативной ситуацией с ценами на мировом рынке: осенью 2016 года цены на аммиак снизились на 40–70% по сравнению с началом 2015 года. Согласно прогнозам рынок аммиака останется низким в течение всего 2017 года. Производители также указали, что железнодорожный транспорт безальтернативен, а расходы на него высоки.

"В результате снижения цен на минеральные удобрения и аммиак на мировом рынке в 2016 году и одновременно действий повышающего коэффициента к тарифам на экспортные железнодорожные перевозки (13,4%) доля железнодорожного тарифа в цене продукции резко увеличилась", – указывается в письме. Как отметили в РАПУ, по отдельным предприятиям и направлениям доля железнодорожного тарифа достигает 20–30% в стоимости удобрений.

Отдельно к руководству РЖД с просьбой о предоставлении скидки обращался и крупнейший в России экспортер аммиака – АО "Тольяттиазот" (ТоАЗ). В пресс-службе компании подтвердили факт обращения. "Учитывая стабильные грузопотоки аммиака на экспортные направления, руководство ТоАЗ надеется на получение скидки", – отметили в пресс-службе ТоАЗ.

В настоящее время перевозка одной тонны аммиака на расстояние 1500 км железнодорожным транспортом обходится грузовладельцу в сумму от $75. Снижение тарифа можно считать мерой по поддержке отечественных экспортеров сырья на фоне падения мировых цен. В 2012 году тонна аммиака на мировом рынке стоила от $700. К октябрю 2016 года его стоимость снизилась до $160 за тонну, и в ближайшие годы цена этого сырья будет только падать. Данная тенденция ведет к падению рентабельности российского производства. Всего в России в 2016 году произведено порядка 16,1 млн тонн аммиака (на 0,9 млн тонн больше, чем в 2015 году). На экспорт пошло более 3 млн тонн.

РЖД, принимая решение о предоставлении скидки, действовали в рамках установленного ранее тарифного коридора: холдинг с 2013 года имеет право оперативно вводить надбавку или предоставлять скидку к базовым тарифам, если в результате этих действий экономический эффект для перевозчика будет увеличиваться. В 2016 году ФАС понизила нижнюю границу тарифного коридора до –25%, а с 2017 года снизила максимальный уровень надбавки к грузовым тарифам РЖД с 13,4% до 10%. Таким образом, теперь в рамках тарифного коридора РЖД могут вводить надбавку к тарифу на перевозки грузов в размере до 10% или скидку до 50%.

Скидка распространится на существенный объем экспортируемого сырья. В ЦФТО уточнили, что в 2016 году с участием железнодорожного транспорта было экспортировано порядка 1,5 млн тонн аммиака безводного сжиженного, около 800 тыс. тонн из которых перевозилось на расстояние свыше 1500 км.

Часть экспортного аммиака транспортируется через аммиакопровод Тольятти – Одесса (порт Южный). Это единственный аммиакопровод в СНГ и единственный в мире – подземный. Перевозимый железнодорожным транспортом экспортный аммиак идет транзитом к перевалочным терминалам, расположенным в портах Балтийского бассейна, в частности к терминалу Ventamonjaks мощностью 1 млн тонн жидкого аммиака в год в порту Вентспилс (Латвия) и в принадлежащие холдингу "Акрон" терминалы в портах Силламяэ и Мууге (Эстония). Однако в настоящее время транзит через страны Балтии сворачивается, а грузовладельцы инвестируют в строительство терминалов в российских портах на Балтике.

Не исключено, что главным выгодополучателем от данной скидки может стать "Тольяттиазот". Об этом свидетельствует тот факт, что скидка будет действовать полгода. За этот период предприятию предстоит существенно перестроить логистику и переориентировать основной экспортный грузопоток на порт Тамань (Краснодарский край). В конце 2015 года ОАО "Тольяттиазот" согласовал все необходимые планы для строительства и ввода в эксплуатацию собственного комплекса по перевалке аммиака в порту Тамань. Ввод первой очереди этого терминала запланирован на 2017 год, второй очереди – на 2020-й. Общий объем инвестиций составит более $300 млн. Терминал рассчитан на ежегодное хранение 2,2 млн тонн. Ежедневно по железной дороге будет доставляться 6 тыс. тонн сырья. Параллельно от Воронежа до терминала в Тамани планируется построить новую ветку аммиакопровода в обход Украины. Пока же перевозку будут осуществлять с помощью имеющейся инфраструктуры – по железной дороге. Отказ "Тольяттиазота" от сырьевого транзита по аммиакопроводу с участком на территории Украины связан с неправомерным повышением транзитных тарифов украинской стороной. В конце 2016 года конфликт привел к временной приостановке прокачки российского аммиака.

"В целом ТоАЗ старается использовать все возможности для снижения логистических затрат. Поэтому мы планируем воспользоваться скидкой, предоставляемой РЖД", – сообщили в пресс-службе "Тольяттиазота". – Для экспортных поставок в настоящее время используется преимущественно транспортировка с помощью аммиакопровода. Доля экспортных поставок аммиака железнодорожным транспортом в настоящее время составляет около 45%".

Судя по всему, предприятие основательно готовится к перестройке логистики. В собственности ТоАЗ находится около 800 цистерн для перевозки аммиака, 200 из них были закуплены в конце 2015 года. Также ежемесячно привлекается для транспортировки в среднем около 200 цистерн других собственников. (Парк цистерн для аммиака в РФ насчитывает порядка 5,7 тыс. единиц.)

Косвенным подтверждением того, что максимальный эффект от скидки получит именно ТоАЗ, может служить и то, что представители "Уралхима" отказались комментировать решение РЖД о предоставлении столь важной для компании преференции. Производители аммиака длительное время пребывают в состоянии корпоративного конфликта ("Уралхим" является миноритарным акционером ТоАЗ).

Руководитель аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов не видит в решении РЖД индивидуального предоставления преференций или проявлений лоббистской деятельности экспортеров. "Грузовладельцев аммиака не много, цены на перевозку в данном сегменте относительно стабильны и не подвержены колебаниям. В то же время перевозки в аммиачных цистернах – это самый дорогой вид перевозок, рентабельность которого во многом зависит от мировых цен, – считает аналитик. – РЖД пошли навстречу грузовладельцам, которые могут оптимизировать затраты на логистику"

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.03.2017