16-07-21 / 2021
Новости отрасли
АМКУ рекомендует "Укрзализныце" отменить запрет на использование цельнокатаных колес производства двух китайских компаний

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) выявил факт запрета вагоноремонтным подразделениям АО "Укрзализныця" (УЗ) и не входящим в структуру УЗ предприятиям, ремонтирующим или производящим колесные пары грузовых вагонов, использовать цельнокатаные колеса производства двух китайских компаний: Maanshan Iron Steel и Taiyuan Heavy Railway Transit Equipment.

Как сообщается на сайте АМКУ, это было выявлено в ходе анализа положения группы компаний "Интерпайп" на рынке цельнокатаных вагонных колес.

Комитет отмечает, что в 2017-2020 годах на этом рынке существовало несколько продавцов (производителей) колес: группа компаний "Интерпайп", ООО "МС Трейд Украина", которое действует как торговый представитель ТК "Евразхолдинг" (РФ), АО "Выксунский металлургический завод" (РФ), ТОО "Проммашкомплект" (Казахстан).

Однако в декабре 2020 года ГП "Днепропетровский орган по сертификации железнодорожного транспорта" ("ДОСЖТ") отменило действие сертификата для "Проммашкомплекта". В мае 2020 года решением Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) были внедрены санкции против Выксунского металлургического завода. А в 2021 году постановлением Кабмина №269 было запрещено до 31 декабря 2021 года ввоз на таможенную территорию Украины цельнокатаных колес из России.

При этом АМКУ зафиксировал, что в 2020 году УЗ направила своим вагоноремонтным подразделениям, а также предприятиям, осуществляющим изготовление или ремонт колесных пар и не входящим в структуру общества, факсограмму, в которой был запрет использовать цельнокатаные колеса производства компаний Maanshan Iron Steel Co., Ltd и Taiyuan Heavy Railway Transit Equipment Co., Ltd (обе - КНР) как таких, что "не соответствуют ГОСТ 10791: 2016 (ГОСТ 10791-2011)".

Комитет отмечает, что оценка соответствия (сертификация) цельнокатаных колес в соответствии с требованиями ГОСТ 10791 является исключительно полномочием органов по оценке соответствия - ГП "ДОСЖТ" и ГП "УкрНИИВ". Поэтому "Укрзализныця" не имела полномочий ни осуществлять оценку соответствия колес данным требованиям, ни устанавливать запрет на их использование.

"Такие действия общества, по мнению комитета, сделали невозможным потенциальное появление на украинском рынке цельнокатаных колес производства указанных китайских компаний, а также предположили, что все колеса их производства не соответствуют требованиям ГОСТ 10791. Это не соответствует действительности, поскольку органы по оценке соответствия не проводили сертификацию этих цельнокатаных колес, а только - испытание отдельных образцов", - говорится в сообщении.

АМКУ считает, что действия УЗ создают искусственный барьер для вхождения на рынок Украины указанных китайских компаний, что содержит признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных действий органа административно-хозяйственного управления и контроля.

В связи с этим комитет предоставил "Укрзализныце" следующие обязательные для рассмотрения рекомендации: отменить запрет на использование цельнокатаных колес производства компаний Maanshan Iron Steel и Taiyuan Heavy Railway Transit Equipment при изготовлении, текущем, среднем капитальном ремонте колесных пар, приеме таких колесных пар инспекцией Центра техаудита (ЦТА) УЗ, а также при эксплуатации на ж/д под грузовыми вагонами всех форм собственности и всех ж/д администраций. Помимо этого УЗ должна уведомить участников рынка о прекращении таких действий.

Комитет ожидает, что указанные рекомендации положительно повлияют на состояние конкуренции на общегосударственном рынке цельнокатаных вагонных колес и приведут к выводу на него новых участников в краткосрочной перспективе.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс16.07.2021