30-09-11 / 2011
Новости отрасли
Аман Тулеев: Проблема грузоперевозок мешает развитию угольной отрасли Кузбасса

Губернатор Кузбасса Аман Тулеев рассказал о своем выступлении на съезде "Единой России"

На съезде прозвучало, что программа может стать ориентиром для законотворческой деятельности Государственной Думы и региональных органов власти, поскольку учитывает предложения сотен тысяч россиян. Большое количество рациональных предложений поступило и от жителей Кузбасса - угольной столицы России.

Как известно, решение многих социальных вопросов происходит через экономику. Для экономического роста у Кузбасса есть все: уголь, металлургия, химия, сельское хозяйство, мощнейший человеческий ресурс, отлаженная система подготовки кадров, высокий научный потенциал, серьезные инвестиции, отстроенная система социальной поддержки.

Как рассказал губернатор, уже в первый день работы съезда обсуждение вопросов " роста и подъема" началось в секции "Новая экономика". Выступая на секции, глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина в своем анализе текущей ситуации отметила, что экономика России находится на переходной стадии посткризисного развития, поэтому новая экономическая модель должна основываться на внутренних резервах страны, инвестициях в собственную промышленность.

В свою очередь, губернатор Кузбасса Аман Тулеев, выступая на секции, в качестве успешного примера рассказал о строительстве первого в России инновационного энергоугольного кластера в Беловском районе. Здесь при участии ЗАО "Шахта Беловская" уже введен в эксплуатацию первый объект комплекса - угольный разрез "Караканский-Западный". Кроме него в производственную структуру кластера войдут шахта, обогатительная фабрика, комплекс по производству термококса, электростанция мощностью до 40 МВт и система по улавливанию и захоронению углекислого газа. Также здесь будет построен завод строительных материалов, сырьем для которого станут отходы деятельности электростанции.

Однако, несмотря на такой системный инновационный подход к развитию угольной промышленности, Кемеровская область испытывает сегодня серьезные проблемы с отгрузкой угля. Причина - перебои в работе железнодорожного транспорта. На примере Кузбасса Тулеев объяснил, с какими трудностями сталкиваются сегодня промышленники.

По словам кузбасского губернатора, для того чтобы обеспечить нормальное функционирование экономики России и выполнить планы по экспорту, в Кузбассе должно отгружаться 8 тысяч полувагонов угля в сутки. Однако сегодня на складах скопилось порядка 10 млн. тонн угля при норме в 4 млн., при этом железнодорожные пути заставлены полувагонами, так необходимыми кузбасским шахтерам. Но уголь не отправляется к потребителю. Проблема в том, что РЖД полностью передало подвижной состав частникам, - констатировал Тулеев.

"Сейчас полувагонами владеет порядка 2 тысяч собственников, около 200 из них занимаются грузоперевозками в Кемеровской области. Казалось бы, формируется конкурентная среда, в которой грузоотправитель всегда сможет найти максимально выгодное для него предложение. К сожалению, складывается обратная ситуация, - посетовал кузбасский губернатор. - Полувагонов в стране достаточно, но их владельцы заинтересованы только в собственной выгоде. Вместо того чтобы искать пути эффективного сотрудничества, они начинают то просить угольщиков повысить цену транспортировки, то требуют еще каких-то дополнительных льгот".

Перевозчики не идут на компромисс с поставщиками, в результате полувагоны либо простаивают, занимая пути и нанося ущерб работе железной дороги в целом, либо ездят впустую, ничего не перевозя. Процент порожнего пробега достигает 40, при том что в советские времена критическим считался показатель в 29%.

"А в это время шахтеры продолжают добывать уголь, ежедневно спускаясь в шахту, рискуя собственными жизнями. Ситуация в регионе накаляется. Естественно, что горняки задают мне вполне резонный вопрос: "Тулеев, для чего мы каждый день идем на работу, если добытый еще в прошлом году уголь так и лежит на складе?" - разводит руками губернатор.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Российская газета30.09.11Узкая колея для большого угля