10-08-15 / 2015
Новости отрасли
"Аллегро" не дают набрать скорость

В Ленобласти официально открыли рабочее движение поездов по железнодорожной ветке Лосево-Каменногорск, однако построенная колея не сможет разгрузить пути для высокоскоростного "Аллегро" еще несколько лет.

На железнодорожной ветке Лосево-Каменногорск (части крупнейшего в Ленобласти инвестиционного инфраструктурного проекта) официально открыли рабочее движение поездов. Регулярные рейсы чиновники обещают пустить в следующем году, однако, как выяснилось, полноценного движения, в соответствии с проектом, не будет еще несколько лет. РЖД отказывается финансировать финальный участок проекта - между Лосево и поселком Павлово-на-Неве на юге Петербурга. А без него, как говорят эксперты, проект, предназначенный для разгрузки путей для высокоскоростного "Аллегро", не имеет смысла.

Скандальное начало

Ветка Лосево-Каменногорск строится в рамках крупнейшего в регионе комплексного инвестиционного проекта "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская Октябрьской железной дороги", финансируемого федеральным Инвестфондом и РЖД. На середину 2013 года общий объем финансирования проекта ( три участка) оценивался в 80 млрд. рублей.

Проект возник после того, как было решено разгрузить путь для скоростного поезда "Аллегро" между Петербургом и Хельсинки, который уже несколько лет ходит по одной ветке с грузовыми составами.

Строительство проекта началось в 2011 году и сопровождалось непрерывными скандалами, главная причина которых - многочисленные нарушения законодательства, установленные прокуратурой. Самое одиозное - многолетнее отсутствие официально утвержденного проекта на одном из трех участков обхода - ветки Выборг-Каменногорск. Главные претензии местных жителей были связаны с нежеланием РЖД строить двухуровневые путепроводы (затраты - 600 млн руб. на каждый), что сильно затрудняло проезд к поселкам на этой ветке автотранспорта, в том числе машин экстренных служб. После вмешательства губернатора Ленобласти Александра Дрозденко начались переговоры с РЖД и Минтрансом, в результате которых правительство РФ согласилось выделить средства (1,5 млрд руб.) на три путепровода и первый в прошлом году начали строить.

Участок Лосево-Каменногорск (27,8 млрд руб.) в этом смысле самый благополучный, хотя и его строительство сопровождалось скандалами. Жители поселков Лосево и Варшко протестовали против нарушений их прав при прокладке трассы через эти поселки. Как утверждает староста деревни Варшко Сергей Суковицкий, строители в ряде случаев сначала делали насыпи и рыли котлованы для трассы в непосредственной близости от жилых домов (нарушая нормы закона о недопустимости расположения жилых зданий в 50-метровой полосе отвода железной дороги), а только потом вступали в переговоры с жителями о выносе зданий из полосы, предлагая, по словам старосты, недостаточную компенсацию.

Дорога в никуда

По информации Минтранса, в сентябре должна быть завершена электрификация ветки Лосево-Каменногорск, а в 2016 году планируется открыть по ней регулярное движение грузовых составов. Однако полноценным, в запланированном объеме, это движение не будет по крайней мере еще несколько лет. Причина в том, что до сих пор не реконструирован третий участок обхода - между Лосево и поселком Павлово-на-Неве на юге Петербурга, где маршрут обхода начинается.

1 апреля прошлого года на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов объявил об отказе финансировать реконструкцию этого участка. Отказ он объяснил "потерей" компанией не менее 67 млрд руб. из-за нежелания правительства РФ повысить тарифы РЖД в 2014 году, которые в результате остались на уровне 2013года. РБК ожидает ответ от пресс-службы РЖД о вероятности "разморозки" этого проекта.

Реконструкция третьего участка предусматривает строительство дополнительного главного пути на участке Заневский пост - Ржевка - Ручьи, а также строительство второго мостового перехода через Неву на перегоне Павлово-на-Неве - Манушкино.

Как говорят эксперты, РЖД может пустить грузовые составы по недостроенному маршруту - после завершения работ на участках Выборг-Каменногорск и Лосево-Каменногорск. Однако руководитель проектов общественной организации "Зеленая Волна" Алексей Травин указывает на то, что третий, "нетронутый" участок на значительном протяжении (на участке Заневский пост - Ручьи) остается одноколейным, к тому же, нынешний мост через Неву на перегоне Павлово-на-Неве - Манушкино сильно изношен и не выдержит запланированной нагрузки (поэтому его планировали заменить новым).

"В результате на маршруте возникнет "бутылочное горлышко" - узкое место, не способное обеспечить запланированную интенсивность грузового движения, - говорит А.Травин. - Это значит, что полностью убрать грузовые составы с линии движения скоростного поезда "Аллегро" не удастся. То есть, главная цель инвестпроекта достигнута не будет".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК Санкт-Петербург10.08.2015