11-03-16 / 2016
Новости отрасли
Алексей Гром может стать президентом ОТЛК, готовятся новая стратегия и бюджет

 Алексей Гром может стать президентом АО "Объединенная транспортно-логистическая компания" (ОТЛК), заменив на этом посту нынешнего главу оператора, генерального директора ПАО "Трансконтейнер" Петра Баскакова, сообщили "Интерфаксу" несколько источников на рынке грузовых железнодорожных перевозок.

По словам одного из собеседников агентства, сейчас готовятся новая бизнес-модель, стратегия и бюджет ОТЛК, которые уже проходят первичные согласования как в РЖД, так и у их партнеров по СП - АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" (КТЖ, Казахстанские железные дороги) и Белорусских железных дорогах.

В конце декабря сообщалось, что А.Гром покинул пост первого вице-президента ООО "Проектный офис "ОТЛК", куда пришел в 2014 г. и где курировал производственный и коммерческий блоки, формирование логистических сервисов, привлечение крупных международных клиентов. До этого он занимал пост первого вице-президента в группе FESCO, где проработал 7 лет, участвовал в становлении и развитии бизнеса компании. "Я рассматриваю два предложения. Одно - понятное и интересное, другое - пока непонятное и очень интересное", - говорил топ-менеджер "Интерфаксу" в январе.

В то же время, в феврале 2016 г. А.Гром стал первым вице-президентом АО "ОТЛК". Один из источников агентства при этом утверждает, что назначению предшествовал звонок нового главы РЖД Олега Белозерова с соответствующим предложением. Комментировать агентству эту информацию А.Гром отказался, равно как и сведения о возможном новом президенте "Объединенной транспортно-логистической компании". "Это вопрос акционеров", - заявил он.

У А.Грома - почти 25-летний опыт работы в области операционного менеджмента в промышленности. В качестве руководителя им были реализованы несколько "стартапов" в железнодорожной отрасли (в том числе, создан "с нуля" ж/д оператор "ЮТС", сейчас - "РН-Логистика"). При участии топ-менеджера проведена трансформация FESCO из морского пароходства в глобального контейнерного оператора.

Изначально ж/д администрации РФ, Белоруссии и Казахстана создавали АО "Объединенная транспортно-логистическая компания" для организации железнодорожного транзита по территории этих государств между Европой и Азией. РЖД передали в ОТЛК 50% + 2 акции "Трансконтейнера" и 100% акций АО "РЖД Логистика". Партнеры российской монополии также должны были оплатить свои доли национальными активами.

Однако в январе О.Белозеров заявил, что РЖД и КТЖ приняли решение изменить формат "Объединенной транспортно-логистической компании" с выводом уже внесенных российской монополией активов. "Там был "тяжелый" вариант (конфигурации ОТЛК - ИФ) и "легкий". Мы считаем, что "легкий" вариант в нынешней ситуации даст возможность больших заработков. (...) Для нас как для железных дорог, кто участвовал в объединении, важен дополнительный поток, а для этого нужно большее количество операторов привлекать и не создавать конфликта интересов", - пояснял топ-менеджер.

Также он отмечал, что стороны "посчитали необходимым, в том числе, выровнять паритет, систему принятия решений". "Мы считаем, что (активы - ИФ) необходимо будет вернуть и оставить всю эту сгруппированную надстройку сверху с функционалом. Соответственно, это будет компания, которая будет оперировать транзитным потенциалом", - добавлял президент РЖД. Позднее "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) уточняли, что инициатором обсуждения вопроса о дальнейшем развитии ОТЛК были представители Казахстана.

При этом, из сообщения РЖД по итогам встречи О.Белозерова с директором АО "Белорусская железная дорога" Владимиром Морозовым, следовало, что новый вариант устраивает и третьего партнера. "Во время встречи стороны отметили, что современные логистические компании "без активов" имеют значительное преимущество в принятии оперативных решений перед компаниями "с активами". Также за счет привлечения перевозочных ресурсов на рынке такие компании являются более конкурентоспособными по сравнению с традиционными игроками", - отмечала пресс-служба. Стороны договорились "проинформировать правительства стран, которые будут принимать окончательные решения" о развитии ОТЛК "после принятия согласованной позиции".

В пятницу РЖД сообщили, что О.Белозеров и президент КТЖ Аскар Мамин в очередной раз обсудили проект "ОТЛК" в Астане (в том числе - "базовые принципы развития и операционной модели компании"). Стороны сошлись во мнении, что необходимо разработать, согласовать и подписать документ, регламентирующий операционную модель ОТЛК, при этом она "должна быть направлена на рост транзитных контейнерных перевозок в странах Евразийского экономического пространства". Также на встрече были рассмотрены основные принципы развития ОТЛК - "паритетное участие в уставном капитале и представительство в органах корпоративного управления". В ближайшее время предполагается трехстороннее согласование базовых принципов развития ОТЛК и ее операционной модели.

Источник агентства, знакомый с ситуацией, утверждает, что одной из причин "переформатирования СП" могли стать разногласия акционеров в вопросах корпоративного управления и операционной деятельности компании. Фактически бизнес-модель ОТЛК предусматривала поглощение "Трансконтейнером" национальных компетенций Белоруссии и Казахстана в области контейнерных перевозок. То есть проект становился "интеграционным" и "паритетным" только на бумаге, а в действительности же "ОТЛК превращалась в глобальную "дочку" РЖД с сомнительной перспективой по достижению акционерами паритета когда-либо", считает источник. "Такая ситуация могла устраивать РЖД, но вызывала много вопросов в Астане и Минске", - сказал он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакc11.03.2016