06-10-16 / 2016
Новости отрасли
Александр Сапронов: "За несколько лет мы привыкли к тому, что спрос на вагоны был ниже, чем предложение"

Крупнейший в России оператор железнодорожного подвижного состава АО "Первая грузовая компания" (ПГК) в 2016 году планирует показать финансовый результат не хуже, чем годом ранее. По мнению исполнительного директора компании Александра Сапронова, спрос на полувагоны сегодня удовлетворен не полностью, а потому необходимо всеми способами повышать скорость перемещения вагона – как на магистральном плече, так и на подъездных путях грузовладельцев.

фото: пресс-центр Союза операторов железнодорожного транспорта У ПГК дифференцированный подвижной состав, что обеспечивает стабильность компании при всех изменениях конъюнктуры рынка. У нас многочисленный парк полувагонов, парк налива – цистерны, парк крытых вагонов, - на наш взгляд, самый многочисленный на полигонах российских железных дорог, а также парк платформ. Отмечу, что платформы – это тот вид подвижного состава, который единственный из всех вагонов получил право на модернизацию и продление срока службы. Мы начали такую программу, с июня текущего года в месяц мы проводим модернизацию и продление срока службы примерно 200-250 платформ. Этот парк у нас растущий, на подъеме. Цементовозы все стоят у наших партнеров, с крупнейшим цементным холдингом "Евроцемент Груп" мы отметили пятилетний сервисный контракт, в рамках которого обеспечиваем всю внешнюю логистику для этого крупнейшего российского производителя.

В последние годы мы внесли в нашу работу немало изменений, которые направлены на повышение комплексности наших взаимоотношений с клиентом. У нас появились подразделения, связанные с промышленной логистикой, подразделения клиентского сервиса, подразделения по методологии продаж, у нас есть менеджеры по ключевым клиентам.

Мы с хорошими результатами закончили 2015 год, чистая прибыль по МСФО составила 3,7 млрд рублей, чистая прибыль за первое полугодие текущего года по МСФО составила 1,6 млрд рублей. Несмотря на решение о прекращении продления срока службы вагонов и выбытия достаточно большого числа вагонов, с точки зрения экономических результатов и показателей ПГК показывает в текущем году результаты не хуже, чем в прошлом году.

Если рассматривать рынок по различным родам подвижного состава, то в сегментах крытых вагонов, цементовозов, цистерн рынок достаточно сбалансирован, нет повышенного спроса, рынок стабилен. Если смотреть на рынок наливных перевозок, то там есть известное превышение подвижного состава над теми запросами, которые сегодня рынок формирует.

Острота ситуации присутствует только на рынке полувагонов, я бы квалифицировал ее как повышенный спрос на данный подвижной состав. Этот спрос связан с несколькими факторами. С одной стороны, за несколько лет мы привыкли к тому, что спрос был ниже, чем предложение. Я не употребляю термин профицит, а говорю лишь, что спрос был ниже предложения. Сегодня же этот спрос в определенной степени не удовлетворен. Стоит вопрос: как с этим справиться? Традиционно предлагается так называемый экстенсивный подход – сделать больше вагонов. Но мы, ПГК, поставили перед собой другую задачу, мы существенно нарастили производительность подвижного состава, в частности, производительность полувагонов, и сделали акцент именно на интенсивности его работы. Если год назад для компании оборот по вагону ниже 13 суток был достижением, то сегодня оборот ниже 13 суток – это норма. По статистике за сентябрь оборот полувагона составил 12,5-12,7 суток. Статистика, которую мы публикуем, не хуже, чем год назад, именно за счет роста производительности подвижного состава.

Ставка аренды сегодня рабочая, рыночная – 700 рублей в сутки за полувагон. У нас взгляд на ситуацию с обеспечением спроса использования подвижного состава, прежде всего, - через интенсивность его использования. Я бы разделил эту тему на два блока. Первый – это то, что относится к перевозочному процессу, там, где работает перевозчик, - то есть, оборот вагона. И второй блок мне представляется гораздо более важным, здесь мы несем наибольшие потери, - это оборот вагонов на подъездных путях заказчиков, клиентов, на подъездных путях предприятий. Раньше были достаточно жесткие нормативы прохождения вагонов инвентарного парка на подъездных путях, и вагоны там не задерживались, так как за это были достаточно серьезные штрафы. Я считаю, что это очень серьезный резерв, за счет которого мы могли бы добавить в вагонную составляющую, не прибегая к увеличению парка. Полувагон – это самый технологичный вагон, он не требует, как цистерна, подготовки, пропарки: он пришел, выгрузился и пошел дальше. Мы сегодня ведем работу, чтобы эти нормы менять и сокращать, чтобы вагоны быстрее перемещались.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.10.2016