14-02-19 / 2019
Новости отрасли
Альянс не состоялся

Европейская комиссия ЕК запретила слияние немецкого и французского машиностроительных концернов Siemens и Alstom из-за ущерба конкуренции на рынке от создания доминирующего поставщика. При этом в ведомстве посчитали конкурентную угрозу со стороны китайских компаний незначительной.

Регулятор ЕС блокировал создание крупнейшего производителя подвижного состава. Решение принято по итогам продлившегося более года исследования последствий сделки. За это время ЕК получила жалобы на нее от железнодорожных операторов, производителей подвижного состава, отраслевых ассоциаций и профсоюзов, а также негативные заключения нескольких национальных антимонопольных ведомств стран, входящих в Европейскую экономическую зону (ЕЭЗ). По их оценке, сделка могла нанести существенный ущерб конкуренции и сократить количество инноваций, привести к исчезновению меньших производителей, росту цен и уменьшению ассортимента железнодорожной продукции. В результате высший орган исполнительной власти ЕС посчитал, что объединенная компания стала бы бесспорным лидером рынка систем сигнализации, в частности всех видов оборудования для европейской системы контроля поездов (ETCS), для развертывания которой в ЕС запланированы значительные инвестиции, и используемой в метро радиосистемы контроля поездов (CBTC). Также слияние устранило бы одного из крупнейших производителей высокоскоростного подвижного состава, сохранив за объединенным под контролем Siemens концерном очень высокую долю на рынке как в ЕС, так и во всем мире, за исключением Китая, Республики Корея и Японии, закрытых для иностранных компаний. "На всех перечисленных рынках конкурентное давление со стороны оставшихся участников было бы недостаточным для обеспечения эффективной конкуренции", – заключили в ЕК.

Одним из ключевых аргументов Siemens и Alstom в защиту слияния стала растущая конкуренция со стороны китайских компаний. В ЕК тщательно изучили этот аспект и пришли к выводу, что разработчики систем сигнализации из КНР сегодня не присутствуют в ЕЭЗ и пока даже не пытались участвовать в каком-либо тендере, и поэтому пройдет очень много времени, прежде чем они смогут стать авторитетными поставщиками для европейских операторов инфраструктуры. Что касается высокоскоростных поездов, то Еврокомиссия считает маловероятной конкурентную угрозу со стороны китайских производителей в обозримом будущем.

В ответ на претензии ЕК в качестве правовой защиты конкуренции на рынке магистральных систем сигнализации Siemens и Alstom предложили сложное сочетание активов компаний, при котором некоторые из них передавались полностью или частично, а другие лицензировались или копировались. Предприятия и производственные площадки должны были быть разделены с переводом персонала в отдельных случаях. Для высокоскоростного подвижного состава стороны предложили прекратить производство Alstom поездов Pendolino или лишить Siemens лицензии на высокоскоростную технологию Velaro. ЕК проконсультировалась на этот счет с участниками рынка – в обоих случаях отзывы были негативными. Это подтвердило мнение регулятора о том, что предлагаемых средств защиты недостаточно, и Еврокомиссия запретила сделку.

Комиссар ЕК по конкурентной политике Маргрет Вестагер подчеркнула, что Siemens и Alstom являются крупнейшими производителями в отрасли, занимающими лидирующие позиции не только в Европе, но и в мире. "Без достаточных мер правовой защиты это слияние привело бы к повышению цен на системы сигнализации, которые обеспечивают безопасность пассажиров, и на высокоскоростные поезда следующих поколений. Комиссия запретила слияние, потому что компании не были готовы решать серьезные проблемы, связанные с конкуренцией", – сообщила она.

Напомним, соглашение о слиянии стороны подписали 23 марта минувшего года, а исследование ЕК началось после заключения компаниями соответствующего меморандума о взаимопонимании 26 сентября 2017 года. По условиям договоренности глобальная штаб-квартира новой группы под названием Siemens Alstom и управление по подвижному составу должны были расположиться в городе Сент-Уэне в агломерации Парижа, а управление по транспортным решениям, таким как системы автоматизации, – в Берлине. Совет директоров состоял бы из 11 членов, шесть из которых, включая председателя, назначались Siemens. Общий штат объединенного концерна насчитывал бы 62,3 тыс. сотрудников в более чем 60 странах.

Новая компания получила бы портфель заказов на 61,2 млрд евро с выручкой объемом 15,3 млрд евро и прибылью до вычета налогов на сумму 1,2 млрд евро при скорректированном показателе рентабельности 8%. Стороны ожидали от слияния ежегодного синергетического эффекта в размере 470 млн евро в течение четырех лет после закрытия сделки при чистых наличных средствах на уровне от 0,5 до 1 млрд евро на момент закрытия.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.02.2019