17-12-13 / 2013
Новости отрасли
Актуализированный показатель оборота вагона даст более объективную оценку перевозочному процессу

Павел Иванов, начальник Центральной дирекции управления движением

Изменения в технологии работы, связанные с переходом грузовых вагонов в категорию приватных, оказали существенное влияние на систему качественных показателей эксплуатационной работы, и в первую очередь на ключевой параметр этой системы – оборот грузового вагона.

Применявшаяся многие годы система учёта, при которой не принадлежащие перевозчику вагоны при нахождении на путях необщего пользования исключались из расчёта рабочего парка и оборота, была оправданна, когда 90% парка являлось инвентарным, а несущественная группа приватных включала в себя специализированные вагоны с ограниченными полигонами и периодичностью курсирования.

Опыт работы в новых условиях показал, что ни один из показателей, как применяемых, так и предлагаемых на различных площадках, не обеспечивает столь широкий охват всех операций перевозочного процесса и их поэлементный анализ, как оборот грузового вагона, даже при изменении его имущественной принадлежности.

Так, маршрутная скорость грузового поезда не оценивает один из важнейших элементов технологического процесса – переработку транзитных вагонов на технических станциях, а участковая скорость охватывает только пятую часть времени оборота.

Основным преимуществом оборота вагона является его комплексность, то есть возможность оценить все элементы технологии – качество организации движения и работы всех категорий станций, использование инфраструктуры и подвижного состава, логистику гружёного и порожнего рейса.

В условиях работы с избыточным вагонным парком на сети ОАО «РЖД», принадлежащим различным собственникам, необходимо оценивать эффективность его использования в первую очередь в границах технологической ответственности компании, от момента приёма гружёного или порожнего вагона к перевозке до момента её окончания.

На сегодняшний день предлагаемый показатель имеет следующие параметры: в октябре текущего года его значение составило 11,9 суток, из которых 21% приходился на время в движении, 5% – на промежуточные станции, 49% – на технические (с переработкой и без переработки), а 24% – на станции погрузки и выгрузки без учёта нахождения на путях необщего пользования. При этом общий, классический оборот вагона в октябре выполнен на уровне 16,9 суток, из которых на станции погрузки и выгрузки с учётом простоев на подъездных путях пришлось 46%.

Применение нового подхода к определению оборота вагона позволяет дать более объективную оценку элементам перевозочного процесса, находящимся в сфере ответственности производственных дирекций и железных дорог, очистив её от влияния факторов, связанных с деятельностью операторов и собственников вагонов, а также отправителей и получателей.

С августа 2012 года Центральная дирекция управления движением в рамках отработки подходов к новому показателю приступила к его техническому нормированию с объявлением плановых параметров региональным дирекциям и соответствующим спросом за их выполнение.

Кроме того, была проведена работа по созданию соответствующей отчётности: на пилотном этапе она формировалась силами Центральной дирекции управления движением, а с сентября 2013 года ГВЦ предоставляет суточные отчёты о рабочем парке вагонов на инфраструктуре ОАО «РЖД», времени их оборота с детализацией по дорогам, родам подвижного состава и структуре.

Динамика рабочего парка после перехода к раздельному нормированию указывает на актуальность применяемых инструментов. По сравнению с августом 2012 года даже при увеличении рабочего парка на 76 тыс. вагонов, или на 7,6%, его доля на инфраструктуре ОАО «РЖД» сократилась с 69 до 65%, а на путях необщего пользования возросла с 31 до 35%.

В процессе отработки новой системы в целях обеспечения достоверности учёта перехода вагонов с одной инфраструктуры на другую были определены основные принципы, которые необходимо реализовать в информационных системах путём установления логического контроля. Например:

– гружёный или порожний вагон может быть отнесён по учёту за инфраструктурой необщего пользования только на станции своего назначения;

– количество вагонов, учтённых на подъездном пути, не должно превышать его вместимость, которую необходимо фиксировать в договорах с ветвевладельцами;

– вагон может учитываться на подъездном пути, если время его нахождения не ниже нормативного времени на погрузку или выгрузку (то есть не может находиться на пути необщего пользования с 17 час. 59 мин. до 18 час. 01 мин. по московскому времени);

– вагон может быть учтён как поданный или выведенный с подъездного пути только с учётом времени, необходимого для проведения этих операций (то есть вагон, прибывший в 17 час. 55 мин., не может быть подан в 17 час. 59 мин., если по технологии конкретной станции время на маневровую работу составляет 40 мин.).

В современных условиях работы показатель «оборот вагона в целом» имеет важнейшее значение в технологическом процессе эксплуатационной работы и используется для комплексной оценки эффективности работы вагонного парка и загрузки железнодорожной инфраструктуры независимо от её принадлежности.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.12.13Разумный баланс