07-03-14 / 2014
Новости отрасли
Акцент на клиентоориентированность

Оценка работы межрегиональных координационных советов (МКС) на сети железных дорог по ключевым рейтинговым показателям призвана повысить их активность в сфере грузовых перевозок и при решении региональных вопросов развития железнодорожной инфраструктуры.

Напомним, что Типовое положение о Межрегиональном координационном совете было утверждено президентом ОАО "РЖД" Владимиром Якуниным 18 ноября 2011 года. Согласно этому положению МКС - это общественный орган, объединяющий участников транспортного рынка того региона, на территории которого осуществляется деятельность железной дороги (или нескольких железных дорог), а также органы исполнительной власти субъектов Федерации, филиалов Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, государственных надзорных органов и других организаций. Основная задача МКС - принимать совместные решения по вопросам эффективности использования железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава в условиях рыночной экономики. В соответствии с типовым положением председателями МКС назначаются начальники железных дорог. Вместе с тем решения межрегиональных координационных советов носят рекомендательный характер для его участников.

Среди критериев эффективности, которые были отобраны начальниками железных дорог, значатся такие, как количество инвестпроектов, реализуемых ОАО "РЖД" совместно с регионами; доля средств региональных бюджетов в общем объеме финансирования инвестпроектов на полигонах дорог; совокупный уровень компенсации выпадающих доходов перевозчика в пригородном сообщении субъектами Федерации; количество одобренных органами власти РФ предложений ОАО "РЖД" по формированию нормативной базы в сфере железнодорожного транспорта; величина дополнительных доходов от доставки грузов по расписанию на договорной основе; доля выполненных заявок на перевозку грузов (в том числе по долгосрочным контрактам); динамика изменения сроков доставки грузов и порожних вагонов в текущем периоде по отношению к прошлому году, а также общее количество реализованных инициатив и дополнительных доходов в рамках проведения гибкой тарифной политики.

По мнению глав железных дорог, параметров может быть и больше, но именно перечисленные восемь критериев оценки позволяют эффективнее всего охарактеризовать работу МКС с точки зрения соблюдения интересов холдинга. В соответствии с ними и должны развиваться основные направления деятельности межрегиональных координационных советов.

Подобные дополнения, которые намечено внести в Типовое положение о Межрегиональном координационных совете, вполне закономерны, считает исполнительный директор НО "Союзгрузпромтранс" Виктор Евпаков. "В прежней редакции положения обозначены задачи, функции, права и организационные основы работы МКС, но не указано, как именно следует оценивать их деятельность", - пояснил он.

Причем, как отметили эксперты, предложенные показатели возвращают к изначальным целям создания советов, полагает генеральный директор ООО "Инновационный центр транспортных исследований" Юрий Искандеров. Ведь в приказе об образовании межрегиональных координационных советов назывались, например, вопросы, которые должны решать МКС: создание механизмов, стимулирующих участников перевозочного процесса улучшать показатели оборота вагона, минимизировать время нахождения вагонов под погрузочно-выгрузочными операциями, искать способы рационального использования инфраструктуры и лучшей организации технологического процесса перевозок. "Вот к этой тематике и надо возвращаться", - считает Ю. Искандеров.

Напомним, с чего начиналась работа МКС. Прежде всего - с выработки совместных мер, направленных на обеспечение потребности рынка грузовых перевозок и своевременный вывоз продукции. При этом создавались рабочие группы, которые в рамках своих компетенций стремились решать вопросы, возникающие на региональном уровне в связи с перевозками по железным дорогам. При недостатке полномочий вопрос можно было поднять на более высокий уровень, а при необходимости - сформировать пакет предложений для вынесения на рассмотрение федеральных органов государственной власти. Фактически выстраивалась такая схема взаимодействия: грузовладелец - собственник подвижного состава - ОАО "РЖД". И ориентация перевозчика на клиента и его потребности приобретала вполне конкретную форму.

В 2011-2012 гг. заседания МКС были посвящены в первую очередь тому, как обеспечить наилучшим образом вывоз готовой продукции промышленных предприятий. Обсуждалась итоги проверок надзорных органов в сфере обеспечения безопасности перевозок, а также применения на практике новых нормативно-правовых актов. Изучались перспективы развития грузовой базы и взаимодействия с морскими портами, а также с таможней.

В последнее время значительная часть времени на заседаниях МКС стала отводиться проблемам обеспечения пассажирского движения и достижения безубыточности в пригородном сообщении. Нередко темой для обсуждения становились социальные вопросы, включая положение дел в отношении ветеранов железнодорожного транспорта. Были случаи, когда заседание собиралось для того, чтобы просто утвердить уже заранее подготовленные на дорогах решения и затем закрыть повестку дня.

При этом на дорогах почему-то стали забывать, что основа бизнеса российских железных дорог - грузовые перевозки. И выполнение заявок на них - один из основных показателей работы межрегиональных координационных советов для клиентов. Как отметил директор по логистике "Стора Энсо. Лесной сектор России" Алексей Алексеев, хорошо, что среди ключевых критериев работы МКС указаны такие показатели, как доля выполненных заявок на перевозку грузов и динамика изменения сроков доставки грузов и порожних вагонов в текущем периоде по отношению к прошлому году.

Правда, как считают грузовладельцы, целесообразнее было бы указать более конкретные показатели - процент заявок клиентов, принятых как план на железнодорожные перевозки, и процент выполнения этого плана. А президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов предложил ориентироваться в данном случае на четыре основных показателя: план погрузки, объем заявок (по форме ГУ-12), сколько вагонов было подано и сколько погружено (по учетной карточке).

Подобные показатели оказались бы полезными не только для ОАО "РЖД", но и для клиентов при оценке ими общей ситуации на рынке железнодорожных перевозок. Это помогло бы лучше планировать объемы погрузки с учетом обстановки, складывающейся на железной дороге.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру07.03.2014