17-06-24 / 2024
Новости отрасли
Агрологистика: с широким размахом

Как агрологистическому сектору удалось не просто устоять в текущих условиях, но продолжить эффективное развитие рынка в целом и расширить маршруты поставок? О препятствиях, успехах и актуальных задачах рассказала Алевтина Кириллова, генеральный директор Управляющей дирекции проекта "Евразийский агроэкспресс" – АНО "Евразийская агрологистика", доктор технических наук, действительный член Российской академии транспорта. Санкции – не помеха – Алевтина Григорьевна, уже в течение двух лет российский логистический рынок функционирует в новых условиях. К каким изменениям, на Ваш взгляд, удалось приспособиться, а что по-прежнему является значительным препятствием? – Агрологистический рынок перестроился, пожалуй, быстрее всех, так как обеспечение продовольственной безопасности всегда является первоочередной задачей любого государства.

Поэтому в кратчайшие сроки были созданы коридоры беспрепятственного импорта и экспорта продовольствия с дружественными странами, на которые сейчас приходится почти 90% агропромышленных грузопотоков. Так, экспорт в Китай в 2023 году увеличился на 58%, в Египет – на 19%, в Индию – на 56%. Всего Россия поставляет продукцию АПК в 150 стран мира, и, по данным Минсельхоза России, в 2023 году экспорт российского продовольствия, несмотря на санкционные ограничения, в целом вырос на $3,3 млрд по сравнению с 2022-м, составив более $45 млрд. В рамках интеграционного проекта "Евразийский агроэкспресс" на маршрутах евразийских транспортных коридоров и маршрутах сопредельных с ЕАЭС стран мы с операторами – участниками проекта выстраиваем новые логистические цепочки в условиях "поворота на Восток". Отмечу, что для развития такого масштабного проекта, как "Евразийский агроэкспресс", необходимо формирование сети агротерминалов и консолидационных центров, внедрение новых технологий и современных информационно-цифровых сервисов в сфере торговли, транспорта и логистики, сотрудничество в области таможни и сервисов для агропромышленных предприятий. Один из ключевых логистических операторов России и стран ЕАЭС АО "РЖД Логистика" совместно с партнерами – участниками проекта формирует и отправляет агропоезда по тем маршрутам, на которые сейчас переориентированы контейнерные поставки. Логистическая экосистема "РЖД Логистики" расположена во всех регионах России, а также в странах прохождения маршрутов агроэкспрессов. С участием компании сформирована карта евро-азиатских транспортных коридоров, которые являются наиболее перспективными для контейнеризации, и в первую очередь – для экспорта и встречного импорта аграрных грузов и продовольствия. Для реализации задач проекта "РЖД Логистика" нарастила парк автономных рефрижераторных контейнеров и автотранспорта для конечной доставки продовольствия до склада заказчика. – Какие новые маршруты появились в 2023 году? – По итогам 2023 года экспортные поставки высокомаржинального продовольствия агроэкспрессами увеличились на 6%. В 2023 году распоряжением № 6 Евразийского межправительственного совета в периметр проекта "Евразийский агроэкспресс" были включены перевозки по МТК Север – Юг в направлении Туркменистана, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов и Индии. Со стороны Китая были сняты ограничения на импорт сельскохозяйственной и агропромышленной продукции из стран ЕАЭС через сухопутные погранпереходы, оптимизированы таможенные и административные процедуры. 25 декабря 2023 года в Санкт-Петербурге состоялось подписание Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Исламской Республикой Иран, которое устраняет ввозные таможенные пошлины в отношении почти всей товарной номенклатуры во взаимной торговле. В рамках этого Соглашения аграрии стран ЕАЭС будут иметь эксклюзивные условия для поставок на рынок Ирана зерновых, растительного масла, мяса, изделий из мяса и птицы, консервов, кондитерских изделий и широкой номенклатуры другой сельскохозяйственной продукции. С Китаем на регулярной основе заработали два маршрута для доставки продовольствия китайским и российским потребителям: Москва – Циндао (Шаньдун, Китай); Чэнсян (Ченду, Китай) – Селятино (Россия, Московская область). Оператором маршрутов выступает АО "РЖД Логистика". Китай является ведущим импортером российского рапсового масла, мяса птицы, говядины, соевых бобов, овса, семян льна.

Перспективные направления – Говоря о развитии транспортных коридоров с участием дружественных стран – как продвигается работа с Республикой Беларусь? Как идет выход на страны Ближнего Востока и Персидского залива?

С какими сталкиваетесь сложностями и какие успехи? – Республика Беларусь с самого начала активно участвует в развитии проекта "Евразийский агроэкспресс". Крупнейший агропромышленный холдинг Республики Беларусь Bremino Group является партнером и соучредителем проектной дирекции "Евразийского агроэкспресса". Основная номенклатура агропромышленной продукции, которая сейчас транспортируется из Беларуси, – это сухое молоко, молочные продукты, мясная продукция. Идет активная торговля с Китаем, есть большой интерес к Ирану, Индии, к выстраиванию сквозных логистических цепочек по маршрутам коридора Север – Юг. Сейчас все дружественные страны, с которыми у России есть прямое железнодорожное сообщение, в той или иной степени вовлечены в проект, к нему присоединились Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Как уже говорилось ранее, с 2023 года агроэкспрессы запущены по МТК Север – Юг в направлении Туркменистана, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов и Индии. Объемы агропродукции по этим логистическим каналам планируется увеличить до 600 тыс. тонн к 2030 году. Участием в проекте заинтересована и Турция. У нее есть необходимые мощности, чтобы стать полноценным транзитным хабом по поставке агропродукции в ОАЭ и другие страны Ближнего Востока и Африки. В начале 2024 года дирекция проекта "Евразийский агро экспресс" подписала соглашение о сотрудничестве и взаимодействии при перевозках продовольственных грузов с логистической компанией Middle Corridor и российскотурецким торговым домом ROST и начала проработку данных направлений. Запланирован запуск нового маршрута "Евразийского агроэкспресса" в китайскую провинцию Цзянсу с грузом масложировой продукции российских и белорусских производителей. Цзянсу является одной из богатейших провинций Китая и одной из самых густонаселенных. Это мощный, экономически развитый регион, готовый инвестировать в инфраструктуру и развитие транспортнологистических и оптово-распределительных центров в рамках проекта "Евразийский агроэкспресс". Летом 2023 года официально открыт еще один международный коридор – Северный морской путь. Контейнерный маршрут запущен совместно с китайскими партнерами – компанией NewNew Shipping Line. Транзитное время между северными портами России и Китаем составляет 25 суток. Проработаны форматы поставок в Малайзию и Индонезию. Проведены рабочие переговоры с участием послов и торговых представителей для определения перспективной грузовой базы. Это морепродукты, фармпродукция, косметическая продукция, пальмовое масло. Планируемые объемы могут составить до 35-40 тыс. тонн в месяц. В конце 2023 года в Джизакской области Узбекистана открыта первая очередь узбекско-российского предприятия – агрологистический комплекс BMB-NRC Agrologistics. Планируется, что в этом году он будет полностью задействован в организации отправок ускоренных железнодорожных поездов и мультимодальных перевозок сельхозпродукции и продовольствия в рамках проекта "Евразийский агроэкспресс". – Как Вы оцениваете перспективы развития маршрута Китай – Европа через Казахстан? Чем грозит для России интеграция Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) с Трансъевропейской транспортной сетью? – ТМТМ пролегает через Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и страны Европы. По оценкам Европейского банка реконструкции и развития, чтобы маршрут мог обеспечить бесперебойные поставки, потребуются инвестиции в размер €18,5 млрд. Средства нужны для восстановления и модернизации железнодорожных и автомобильных коридоров, увеличения пропускной способности портов и улучшения инфраструктуры на границах. По имеющейся информации, значительную часть вложений готов взять на себя Евросоюз. Насколько это будет осуществимо – пока непонятно. Импорт из Китая в ЕС в два раза превышает экспорт. Готов ли будет Евросоюз вкладываться в этот коридор, учитывая, что сейчас идет тенденция на снижение зависимости от китайских товаров, покажет время.

Вызовы и решения – Какие сдерживающие факторы присутствуют на международных транспортных коридорах, какие работы ведутся для быстрого и бесшовного следования грузов по коридорам? – Общим препятствием для развития международных транспортных коридоров является недостаток инфраструктуры – железнодорожных путей, оборудованных погранпереходов, оптово-распределительных центров и терминалов.

Несогласованность тарифной и таможенной политики, отсутствие единого мультимодального документа также отрицательно сказывается на быстроте следования грузов. Для дальнейшего развития проекта по ускоренной перевозке агропродукции контейнерными поездами и в мультимодальном сообщении, а также для наращивания грузовой базы в России и странах ЕАЭС необходимо строительство современной агрологистической инфраструктуры: консолидационных складов агропродукции, агрохабов и агрокластеров. Дирекцией проекта АНО "Евразийская агрологистика" ведется планомерная работа в этом направлении с российскими регионами и уже есть определенные результаты. Например, идет проектирование торговологистического центра с функционалом в Уфе (Башкортостан). Также подписан ряд соглашений с регионами стран ЕАЭС о строительстве необходимых инфраструктурных агрологистических объектов. Сейчас проводятся маркетинговые исследования и определение грузовой базы для включения в проект новых маршрутов. – Насколько санкции изменили электронное сопровождение перевозок грузов?

Настройка каких сервисов сегодня требуется логистическим компаниям и железнодорожным операторам в сложных цепочках поставок? – Санкции простимулировали развитие отечественного программного обеспечения. От скорости перехода на отечественный софт в данной области напрямую зависит продовольственная безопасность. Уязвимость в программном обеспечении в данной сфере недопустимы, так как транспортировка основных номенклатур продовольствия требует поддержания заданных температурных условий на всем пути следования, хранения и распределения. Эта задача входит в масштабный проект "Цифровой Евразийский агроэкспресс" по созданию Единой платформы евразийской агрологистики, которая призвана облегчить товаропроизводителям процесс внешней торговли и логистики. Цифровая экосистема "Евразийского агроэкспресса" будет представлять собой универсальный информационный сервис взаимодействия производителей, транспортных компаний и объектов инфраструктуры, который будет содержать еще и биржевые механизмы реализации агропромышленных товаров, сертификацию системы менеджмента безопасности цепей поставок. Платформа позволит увеличить спектр услуг и сервисов для пользователей из стран ЕАЭС, с которыми сегодня отсутствуют единые стандарты обмена цифровыми данными. В дальнейшем эти кейсы при поэтапной реализации будут способствовать снижению транзакционных издержек, помогать выходить на доступные финансовые контракты в национальных валютах, что становится особенно актуальным в свете отключения от системы Swift ряда российских банков. В сентябре 2023 года на Восточном экономическом форуме между дирекцией АНО "Евразийская агрологистика" и АО "ГЛОНАСС" было подписано соглашение о стратегическом партнерстве. Наше сотрудничество направлено на проведение совместных пилотных проектов по перевозке крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров на одном из направлений "Евразийского агроэкспресса" с использованием опыта и технологий российского сервиса "Мониторинг ЭРА", созданного на основе госинформсистемы "ЭРАГЛОНАСС". В дальнейшем проект предполагает реализацию непрерывной холодовой цепи на всех логистических этапах "Евразийского агроэкспресса". Это, безусловно, будет способствовать продовольственной безопасности государств – членов ЕАЭС, импортонезависимости ИТ-продуктов и экономической эффективности ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок сельскохозяйственной продукции. Сотрудничество с АО "ГЛОНАСС" качественно усилит сохранность скоропортящихся продовольственных грузов в процессе доставки и обеспечит автоматизированный контроль, который позволит минимизировать количество досмотров грузов и существенно сэкономит время доставки товаров до потребителя. – Как в современных условиях можно улучшать клиентоориентированность транспортнологистических компаний? – Необходимо постоянно адаптировать сервисы к меняющимся условиям, оптимизировать бизнес-процессы, улучшать качество менеджмента, всегда искать выгоду для клиента, анализировать внутренние и внешние риски, сохранять прозрачность в своей работе и в движении денежных средств клиентов, проводить маркетинговые исследования. А еще необходимо уметь оперативно решать вопросы прохождения платежей: заключать договор в валюте клиента и уметь оперативно перераспределять денежные средства для обес печения прохождения груза по дорогам разных стран. Практическое участие в проекте "Евразийский агроэкспресс" операторов и перевозчиков из стран Евразийского экономического союза – это один из ключевых моментов его развития и формирования конкурентных ценовых предложений и современных логистических продуктов для клиентов. Для дальнейшего развития проекта по ускоренной перевозке агропродукции контейнерными поездами и в мультимодальном сообщении, а также для наращивания грузовой базы в России и странах ЕАЭС необходимо строительство современной агрологистической инфраструктуры: консолидационных складов агропродукции, агрохабов и агрокластеров Санкции простимулировали развитие отечественного программного обеспечения. От скорости перехода на отечественный софт в данной области напрямую зависит продовольственная безопасность Всего Россия поставляет продукцию АПК в 150 стран мира и, по данным Минсельхоза России, в 2023 году экспорт российского продовольствия, несмотря на санкционные ограничения, в целом вырос на $3,3 млрд по сравнению с 2022-м, составив более $45 млрд

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер17.06.2024