16-11-10 / 2010
Новости отрасли
Агрохимики столкнулись с дефицитом полувагонов. Причину этого они видят в реформе РЖД

Поставленная премьером Владимиром Путиным задача обеспечить отечественных сельхозпроизводителей минудобрениями по минимальным ценам натолкнулась на неожиданную преграду: агрохимики столкнулись с дефицитом полувагонов. Причину этого они видят в реформе РЖД, из которых сейчас выводится инвентарный парк вагонов. Эксперты отмечают, что проблема имеет системный характер - с ростом частного парка существенная часть вагонов простаивает в ожидании более выгодных грузов. "Российская ассоциация производителей удобрений" (РАПУ) просит правительство срочно вмешаться в ситуацию с дефицитом вагонов. Как рассказали в РАПУ, в конце и начале года (октябрь - май) аграрии закупают минудобрения на предстоящий сезон. При этом из-за жары часть посевных работ перенесена на весну, и агрохимикам необходимо отгрузить на треть минудобрений больше, чем в предыдущие годы. Но сложилась парадоксальная ситуация: аграрии готовы закупить удобрения сейчас, чтобы не допустить ажиотажа весной, заводы требуемые объемы зарезервировали, но нет возможности их вывезти. "Проведение весенних полевых работ 2011 года может оказаться под угрозой срыва", - говорят в РАПУ. Удобрения возят в вагонаххоперах (минераловозы, зерновозы), цистернах и полувагонах. Доля последних невелика - к примеру, "Акрон" в 2009 году перевез в полувагонах около 20% продукции. Но именно на полувагоны приходятся практически все поставки конечным потребителям по России. Традиционно для этого использовался инвентарный парк РЖД. Но часть его уже передана в Первую грузовую компанию (ПГК), оставшаяся часть передается во Вторую грузовую компанию. "Для многих грузоотправителей, в частности производителей минудобрений, структурная реформа РЖД обернулась острой нехваткой подвижного состава", - говорят в РАПУ. Новомосковский "Азот" в октябре получил только 276 вагонов из 642 заявленных к погрузке. Ожидания в ноябре не лучше. Так, при потребности в 240 вагонах "Уралхим" получил подтверждение только на 49, а "Куйбышевазот" и вовсе на 122 из 938 вагонов. Как отмечают в РАПУ, с лета отказы в предоставлении вагонов в полном объеме приобрели системный характер, несмотря на то что между агрохимиками и операторами (РЖД, ПГК) действуют соответствующие договоры. К тому же из-за дефицита полувагонов ставки их аренды как у частников, так и у "дочек" РЖД выросли с лета в 1,5 раза, до 1200 - 1400 руб. в сутки (без НДС). "При этом производители минудобрений обязались поставлять свою продукцию аграриям из пострадавших от засухи регионов по льготным ценам", - напоминают в РАПУ. В Первой грузовой компании подчеркнули, что компания управляет лишь 25% нынешнего парка полувагонов и ее возможности ограничены. "В частности, в отличие от других операторов мы несем обязательства по поставкам грузов для ЖКХ и других социально значимых объектов", - отмечают в компании. Чтобы снизить дефицит, ПГК закупает новый парк, но на это требуется время. Пока же в ПГК говорят, что готовы предоставлять полувагоны в порядке очередности, и призывают пользоваться минераловозами, недостатка в которых нет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК Daily16.11.10Железнодорожный коллапс