04-04-11 / 2011
Новости отрасли
Агрохимики пожаловались на железнодорожников и поставщиков сырья

Государство, пытаясь контролировать инфляцию, пристально следит за ценами на минудобрения. Впрочем, и сами агрохимики не склонны перегибать палку. Еще в 2008 году Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) заключила соглашение с Росагропромсоюзом, пообещав, что производители мин удобрений будут декларировать цены на свою продукцию.

Как отмечает исполнительный директор РАПУ Игорь Калужский в своем письме в Минпромторг, химики выполняют свои обязательства, более того, фактические цены поставок оказываются даже ниже задекларированных:

многие покупатели получают скидки за объем заказа, за ранний заказ и так далее. В 2010 году в среднем отпускные цены аммиачной селитры на 8% были ниже декларируемых, карбамида - на 18%, НПК - на 10% и т.д. Кроме того, на данный момент декларируемые цены на минеральные удобрения заметно ниже экспортных.

С другой стороны, как отмечает Игорь Калужский, цены удобрений во многом зависят от стоимости исходного сырья. Цена на природный газ (основное сырье для производства аммиака и азотных удобрений) растет на 15 - 25% в год. Стоимость серы, входящей в состав фосфатных удобрений, только с начала 2011 года увеличилась в 2,5 раза, а по сравнению с мартом прошлого года - в 3,3 раза (по данным "Еврохима"). "Мы декларируем цену, а "Газпром" увеличивает цену на серу. Цена на газ тоже растет, а на удобрения расти не должна? Если сдерживать цены, то по всей цепочке поставок", - пояснил Игорь Калужский. В "Газпроме" на это заявили, что с апреля 2010 года для расчета цены на серу действует специальная формула, учитывающая динамику мировых цен на серу и удобрения, которая в свое время была согласована с отечественными покупателями.

Кроме того, претензии агрохимиков адресованы железнодорожникам: помимо роста тарифов серьезные проблемы создает нехватка вагонов. Как отмечается в письме РАПУ в Министерство сельского хозяйства и Министерство транспорта, в феврале 2011 года "Российские железные дороги" (РЖД) обеспечили агрохимиков подвижным составом всего на 39% (1701 вагон вместо запрошенных 4309), а Первая грузовая компания (ПГК) - на 77% (1052 вагона вместо 1372). Г-н Калужский отмечает, что 30% удобрений недоотгружено по причине отсутствия неспециализированного подвижного состава.

"После передачи парка РЖД дочерним компаниям - ПГК и ВГК - значительная часть логистических цепочек была нарушена, что привело к существенному снижению эффективности использования полувагонов. Это коснулось и производителей минеральных удобрений", - объясняет Андрей Цыганов, ведущий аналитик компании Brunswick Rail.

В самой ПГК, в свою очередь, жалуются, что большинство производителей минудобрений привлекают к перевозкам и сторонних операторов подвижного состава, в том числе под заявки, которые уже были согласованы с ПГК, что приводит к простоям, неэффективному использованию вагонов и, следовательно, к их дефициту в других местах погрузки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК daily04.04.11Спросите со смежников