02-03-22 / 2022
Новости отрасли
Аграрии разворачиваются на Китай

Россельхознадзор и Главное таможенное управление Китая в феврале текущего года согласовали отмену географических ограничений на экспорт российского зерна в КНР. Если ранее китайская сторона принимала агропродукцию только из семи регионов РФ, то теперь стороны договорились убрать этот барьер. О том, как это решение повлияет на рынок, и о предложениях экспортеров по обеспечению ритмичности отправок в этом направлении рассказал "Гудку" координатор региональных отделений "ОПОРЫ РОССИИ" в Сибирском федеральном округе, учредитель "Татарскзернопродукта", генеральный директор АО "Новосибирскхлебопродукт" Сергей Соколов. Сергей Соколов, координатор региональных отделений "ОПОРЫ РОССИИ" в Сибирском федеральном округе, учредитель "Татарскзернопродукта", генеральный директор АО "Новосибирскхлебопродукт" – Россия и КНР договорились снять географические ограничения на поставки зерна. Можно ли считать, что у российских экспортеров агропродукции появятся новые точки сбыта? Как оцениваете потенциал этого направления?

– Снятие барьеров на отправки зерновых между Россией и Китаем, безусловно, открывает это направление для российских экспортеров аграрной продукции. В Юго-Восточной Азии будут появляться новые точки назначения, куда будет прибывать зерно из России. Развитию экспорта в этом направлении поспособствуют уже имеющиеся механизмы господдержки. Напомню, что на железнодорожные перевозки ряда грузов, в том числе зерновых, на Дальний Восток установлен льготный тариф. Российский экспортный центр со своей стороны субсидирует порядка 30-35% стоимости перевозки продукции переработки некоторых видов сельскохозяйственного сырья в целях развития несырьевого экспорта. Все это создает благоприятные условия для экспорта в Юго-Восточную Азию и КНР.

Крайние события на валютном рынке и стоимостный фактор (цены на пшеницу достигли максимальной отметки более чем за 13 лет. – Ред.) пока также играют на руку экспортерам. Но в этом плане ситуация непредсказуемая.

– Нужно ли принять дополнительные меры для поддержки экспорта зерновых в Китай?

– Основной экономический и репутационный ущерб российских компаний-экспортеров из числа МСП возникает при нарушении контрактных сроков поставки грузов в адрес китайских потребителей. Технически исполнимым и разумным вариантом повышения ритмичности экспортных отправок в направлении погранпереходов Забайкальск, Гродеково, Эрлянь стало бы назначение дней гарантированного приема груза к перевозке, например двух в неделю. С учетом графиков работы таможенных органов, подразделений Россельхознадзора, а также территориальной удаленности грузоотправителей оптимальным будет выбрать среду и субботу.

– С чем связана такая инициатива?

– Такое решение позволит соблюдать сроки контрактных экспортных обязательств и не нарушать ритмичность последующих мультимодальных перевозок по территории Китая, исключит штрафы и неустойки в отношении МСП за сверхнормативный простой и увеличит скорость оборота вагонов. Такой грузовой "светофор" значительно гармонизирует взаимное планирование российских компаний-экспортеров и структурных подразделений ОАО "РЖД". Это предложение мы передали "Российским железным дорогам" в январе и в ближайшее время ожидаем ответа.

– Какие еще тренды будут определять развитие аграрного рынка в 2022 году?

– Здесь можно выделить несколько моментов. Во-первых, это развитие контейнерных перевозок тарных либо бестарных грузов во вкладышах, а также перевозок наливных грузов (например, растительных масел) во флекситанках с последующей мультимодальной отправкой конечным потребителям. Это очевидная тенденция и в Алтайском крае, и в Омской области, и в Новосибирской области, а это вместе с Красноярским краем четыре центровых территории зарождения грузовой базы агропродукции, с развитой внутренней логистической и производственной цепочкой. Но здесь нужно поднимать вопрос тарификации контейнерных перевозок. Грузить по тарифу приемлемо из крупных городов, а сельскохозяйственная продукция производится на удалении 200-400 км от контейнерных площадок, и оттуда уже везти дорого. Решением могло бы стать выравнивание тарифа на контейнерные перевозки.

Во-вторых, хочу сказать про систему контроля за зерном – ФГИС "Зерно".

С 1 июля внесение данных в нее будет обязательно, причем информация будет вноситься по всей логистической цепочке. С одной стороны, это позволит определить реальные объемы производства, к чему все стремятся. С другой – до сих пор никто еще не проводил обучения по работе в этой системе. Рынок в звене сельхозпроизводителей не готов пока к ее внедрению, и это может сказаться на динамике перевозок: в связи с необходимостью определенного заполнения накладных ритмика отправок может быть нарушена. Считаю, что ОАО "РЖД" и оператору системы нужно проводить разъяснительную работу с грузоотправителями.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.03.2022