10-12-21 / 2021
Новости отрасли
Аграрии хотят покупать не вагоны, а возможность планировать свои экспортные контракты на годы вперед

Почему точечные изменения принципов распределения зерновозов не решат проблемы рынка железнодорожных перевозок

Полтора месяца назад темой №1 для украинского агрария, производителя, экспортера зерна был ажиотажный всплеск цен на железнодорожные перевозки. Сейчас мы можем констатировать, что сигналы, обращения и предложения, которые тогда озвучивали участники рынка, были услышаны государственным перевозчиком "Укрзализныцей" и это принесло результат. Ажиотажный рост цен на аренду вагонов-зерновозов удалось остановить. Государственный перевозчик впервые открыл возможность владельцам грузов планировать свои перевозки на более длительный горизонт, выставив в ноябре на "Prozorro.Продажи" аренду вагонов-зерновозов на весь декабрь. Как только на рынке исчез страх и начали действовать экономические законы, это развернуло тренд цен к экономически обоснованному уровню.

Когда совместные усилия участников рынка и "Укрзализныци" погасили ценовой ажиотаж, логичным шагом должен стать анализ произошедшего кризиса и устранение системных предпосылок его повторения в будущем. Со стороны бизнеса были озвучены необходимые меры, в которых нуждается рынок: а это открытость данных, взаимная ответственность участников логистических процессов, раннее планирование перевозок.

Неуправляемый взлет цен актуализировал вопрос о создании открытой цифровой платформы, где государственный перевозчик, частные вагонные парки и владельцы аграрных грузов могли бы обмениваться данными в режиме реального времени, и которая бы могла учитывать нагрузку на инфраструктуру и фиксировать обязательства участников логистической цепочки. Сейчас украинские грузовладельцы и трейдеры планируют перевозки, не имея информации о провозной способности железных дорог и не зная, будет ли физическая возможность вывезти их грузы. Решение этой проблемы - в создании с помощью автоматизированных систем абсолютно новой платформы, на которой все участники логистической цепочки сразу, при заключении форвардного контракта на поставку груза, могли бы зафиксировать все обязательства друг перед другом: обязательства порта принять груз, обязательства "Укрзализныци" - перевезти, и обязательства вагоновладельца (государственного или частного) - предоставить вагонный парк.

Однако это решение невозможно осуществить по действующей нормативной базе, написанной для "Укрзализныци" в прошлом веке. Изменения нормативной базы организации перевозок (Правил равноправного доступа к стратегической инфраструктуре, Устава железных дорог Украины, Правил перевозок) - длинный и сложный путь. Возможно, это стало причиной, почему вместо полноценной реформы рынка железнодорожных перевозок, менеджмент грузового направления "Укрзализныци" выбрал более простой и доступный путь компромиссных полумер.

6 декабря на встрече руководства "Укрзализныци" с представителями зернового рынка, где участвовали более 20 представителей аграрных компаний, трейдеров и ассоциаций, УЗ презентовала свою инициативу - аукционы по продаже вагонов-зерновозов "Укрзализныци" с горизонтом 5 месяцев (январь-май 2022 года).

Несмотря на очевидные позитивные моменты, это решение содержит предпосылки трех негативных сценариев, которые с большой вероятностью реализуются в будущем.

Во-первых, это аукционы не закрывают настоящую потребность рынка. Потому что потребность грузовладельца - не заплатить за вагоны, а купить ответственность участников перевозочного процесса, купить перевозку и сделать это в момент заключения форвардных контрактов. Кому нужен вагон, если не будет механизмов для его погрузки, свободной нитки графика, места для выгрузки? Покупая вагон, грузовладелец не приобретает таким образом "билет" в порт, где происходит выгрузка на морские суда. Расширение горизонта аукционов до конца мая не устранит риски будущих ценовых всплесков, которые обычно происходят осенью, в первые месяцы активных продаж нового урожая.

Во-вторых, предложенный механизм покупки аренды вагонов "Укрзализныци" повторяет не сработавшую модель долгосрочных договоров 2019 года, которые не учитывали реакций рынка на изменение отношения спроса и предложения, и это тогда привело клиентов к дефолтам по договорам, а государственного перевозчика - к потере части грузовой базы. Тогда "Укрзализныця" предлагала не услугу ответственной доставки груза в обусловленный срок, а вагоны. В итоге эти вагоны взяли посредники-экспедиторы, которые не имели своих грузов, но предложили грузовладельцам ту услугу, которую не захотела предложить "Укрзализныця": реальную ответственность за груз, сроки доставки и сервис. Вместо того, чтобы напрямую обслуживать аграриев и трейдеров, УЗ фактически подарила этот рынок посредникам, которые стали с ней конкурировать. И в нынешней модели распределения зерновозов есть та же "дыра", которая позволяет посредникам покупать вагоны и потом конкурировать за грузы с "Укрзализныцей".

В-третьих, внедрение точечных мер вместо реформы рынка грозит государственному перевозчику потерей доверия со стороны грузовладельцев и участников железнодорожной логистики Украины и утратой инициативы. Потому что в руках конкурентов "Укрзализныци" идеи раннего ответственного планирования перевозок в скором времени обретут жизнь. И есть риск, что инициатива может оказаться у них, а государственный перевозчик упустит шанс стать флагманом реформы.

Встреча менеджмента УЗ с рынком обозначила две группы стейкхолдеров. Есть позиция аграриев и трейдеров, что стране необходимы не точечные изменения, а конкурентный рынок с понятными правилами, где грузовладелец сам может выбирать перевозчика. Это мнение не разделяет та часть команды "Укрзализныци", которая сформировалась еще во времена, когда не было конкуренции за грузы и за вагоны.

Чтобы реформа рынка логистики состоялась и дала возможность усилить позиции Украины на мировом рынке аграрной продукции, бизнесу необходимо четко артикулировать свои цели. А это - возможность еще на этапе заключения контракта на экспорт зерна максимально четко спланировать по срокам и стоимости все этапы его выполнения: хранение, погрузку, перевозку и доставку груза покупателю в соответствии с договорными условиями. Любая система может и должна быть изменена, если это принесет пользу рынку и стране. Для этого уже сейчас необходимо сформировать группу поддержки инициатив либерализации рынка железнодорожной логистики среди аграриев и трейдеров.

Если активные участники аграрного рынка консолидируют компетенции и начнут совместно влиять на сопротивляющуюся изменениям часть менеджмента "Укрзализныци" - реформа рынка свершится.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс10.12.2021