22-05-19 / 2019
Новости отрасли
Аэрофобы, имидж и множество населенных пунктов - почему ж/д перевозки вдоль Трассиба и БАМа нельзя заменить на авиацию

Минфин РФ предложил авиакомпаниям совместно с компанией ОАО "РЖД" проработать вопрос оптимизации пассажирских перевозок по маршрутам железнодорожного транспорта, проходящим по Байкало-Амурской и Транссибирской магистралям ("Восточный полигон"). Предложение ведомства состоит в частичной замене железнодорожных перевозок на ряде перегруженных участков БАМа и Транссиба на авиацию.

В пресс-службе "РЖД", комментируя идею РЖД-Партнеру, заявили, что железнодорожные перевозчики в дальнем и пригородном сообщении выполняют важную социальную функцию по обеспечению мобильности населения и транспортной доступности, что особенно актуально в регионах Дальнего Востока, где авиасообщение имеется только между крупными городами. "Холдинг "РЖД" во взаимодействии с администрациями субъектов федерации намерен сохранить объемы социально значимых перевозок на дальневосточных направлениях", резюмировали в компании.

Независимый аналитик авиационной отрасли Дмитрий Адамидов напомнил, что авиаперевозки - дотируемые, как региональные, так и дальнемагистральные. "По большому счету, я сомневаюсь, что это будет дешевле для Минфина. В случае реализации проекта он просто будет давать субсидию другим получателям. Может быть, этот проект как-то частично и будет реализован, но на ситуацию он не повлияет. Расширять БАМ и Транссиб нужно. Равно как и развивать региональную авиацию. Но тактическими ухищрениями эти глобальные задачи не решаются", полагает эксперт.

Председатель межрегиональной общественной организации "Союз пассажиров" Кирилл Янков подчеркивает невозможность прекратить пассажирское движение по БАМу и Транссибу невозможно по многим причинам. Во-первых, наличие населенных пунктов, к которым нет иного доступа, кроме как по железной дороге.

Во-вторых, наличие определенной доли пассажиров – аэрофобов, которые ездят на Дальний Восток только поездами. "В-третьих, для такой страны как Россия, хороший поезд между Москвой и Владивостоком – это визитная карточка. И есть много туристов, которые хотят проехать таким поездом", отмечает он.

При этом в предложении Минфина есть рациональное зерно, считает Кирилл Янков. "Сейчас многие поезда ездят, особенно зимой, составом по 6-7 вагонов, иногда и 5 вагонов. Что действительно целесообразно, так это это посмотреть, нужно ли на Транссибе каждый день поезда такой небольшой составности? Или лучше сгруппировать их все и пускать ежедневно 2 поезда, но по 18-20 вагонов?

Подобные идеи можно и следует обсуждать, и не только на восточном полигоне, добавляет заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Борис Шокуров. Но при этом необходима значительная проработка этого вопроса, а именно объема пассажиропотока, предлагаемого к перевозке воздушным транспортом.

"Для того, чтобы обслужить этот пассажиропоток, необходима комплексная оценка возможности наземной инфраструктуры. Необходимо понять логистику, расписание и частотность выполнения рейсов между определенными пунктами. Это, в конечном счете, выльется в построение некой связанной маршрутной сети по обслуживанию этого региона", говорит он.

Во-вторых, необходима взвешенная оценка, какой парк воздушных судов потребуется: какой пассажировместимости и с какой частностью необходимо будет осуществлять полеты. Следовательно, необходимо проработать вопрос кадров, а также наличия ли в том или ином регионе авиационных предприятий, которые способны в короткие обозримые сроки, нарастив парк воздушный парк, обеспечить рост пассажиропотока.

Плюс необходимо учитывать особенности того или иного вида транспорта. "Железная дорога менее подвержена климатическим условиям для осуществления сообщения, в отличие от авиации, работа которой часто зависит от внешнего фактора – погоды. Железная дорога более надежна в плане регулярности сообщения", подытожил Б.Шокуров.

"РЖД-Партнер" также отправил запросы в авиакомпании "Аэрофлот", S7, Уральские авиалинии и Utair.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру22.05.2019