13-12-18 / 2018
Новости отрасли
Абрамович желает скорого пути

Evraz и ТМХ заинтересовались проектом ВСМ

Evraz Романа Абрамовича и ТМХ Андрея Бокарева обсуждают участие в финансировании высокоскоростной магистрали Москва - Казань стоимостью 1,7 трлн руб. Но власти еще не определились с необходимостью реализации этого проекта.

Компании Evraz Романа Абрамовича и его партнеров, "Кузбассразрезуголь" и "Трансмашхолдинг" Андрея Бокарева, а также группа "Синара" Дмитрия Пумпянского обсуждают возможное участие в финансировании проекта по строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) от Москвы до Казани. Об этом РБК сообщили два источника, близких к рабочей группе по содействию реализации новых инвестпроектов, созданной при Минфине по инициативе помощника президента Андрея Белоусова.

"Синара" и "Трансмашхолдинг", которые уже несколько лет заявляют о планах подключиться к ВСМ как концессионеры либо поставщики локомотивов, теперь вместе с Evraz и "Кузбассразрезуглем" подали предварительные заявки и ждут от государства окончательного решения о размере, сроках и порядке софинансирования этого проекта, рассказали собеседники РБК.

Представители РЖД и Evraz отказались от комментариев. В пресс- службах "Кузбассразрезугля" и "Трансмашхолдинга", а также "Синары" не ответили на запрос РБК.

ВСМ Москва - Казань (первый участок должен пройти по маршруту Железнодорожный - Гороховец с дальнейшим продолжением до Нижнего Новгорода и Казани) - давний проект РЖД, летом 2018 года его включили в список приоритетных проектов Минэкономразвития, реализация которых должна начаться до 2024 года. Но проблема с финансированием до сих пор не решена. РЖД оценивали стоимость ВСМ Москва - Казань в 1,695 трлн руб., следует из презентации компании, имеющейся в распоряжении РБК. Из этой суммы государство должно вложить 700 млрд руб. Те же цифры называл на Петербургском экономическом форуме в мае 2018 года первый замглавы РЖД Александр Мишарин, который курирует вопросы ВСМ. Заявлялось о планах привлечь средства в коммерческих банках, у стратегического иностранного партнера (в том числе у китайцев), выпустив инфраструктурные облигации, говорится в презентации. Но до сих пор ни одно обязывающее соглашение с инвесторами не подписано.

В конце ноября 2018 года на совещании у президента Владимира Путина Белоусов заявил об "очень большом интересе" бизнеса к проекту "Москва - Казань". Он также отметил, что этот проект является наиболее готовым к юридическому оформлению. Однако в презентации от 21 ноября, подготовленной рабочей группой при Минфине накануне совещания у Путина, ВСМ не значится среди основных проектов.

Все четыре компании, которые подали заявки на участие в этом проекте, уже работают с РЖД. Группа "Синара" и "Трансмашхолдинг" поставляют компании подвижной состав, Evraz - крупнейший поставщик рельсов в России, а "Кузбассразрезуголь" - один из крупнейших грузоотправителей РЖД.

Об интересе "Трансмашхолдинга" и "Синары" к строительству дороги сообщалось еще в 2014 году. Обе компании в составе консорциумов собирались стать концессионерами строительства нескольких участков ВСМ, сообщали "Ведомости". В 2016 году тогдашний президент Siemens в России Дитрих Меллер отмечал, что немецкая компания и "Синара" готовы к трехстороннему сотрудничеству с китайскими компаниями и предлагают подвижной состав, а также заинтересованы в автоматике, сигнализации, энергоснабжении ВСМ. О том, что группа "Синара" совместно с китайской компанией займется подготовкой поездов для высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань, сообщал также ТАСС.

"И локомотивы, и рельсы им, конечно, было бы крайне выгодно поставлять, поэтому они и готовы рассматривать инвестиции в проект", - отмечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. ВСМ уже несколько раз переносили, и есть большие сомнения в реалистичности проекта, но главное, что бизнес продемонстрировал властям готовность участвовать в госпроектах, а будет он реализован или нет, это отдельная история, заключает эксперт.

В целесообразности строительства участка ВСМ из Москвы до Нижнего Новгорода сомневался даже Владимир Путин, сообщали в начале ноября "Ведомости". Издание указывало, что в плане развития магистральной инфраструктуры уже есть три проекта сообщения с Нижним Новгородом: помимо ВСМ это реконструкция автотрассы M7, а также строительство платной дороги, которая станет частью транспортного коридора Eвропа-Западный Китай.

Работа над привлечением бизнеса в госпроекты началась с августовского письма Белоусова с предложением изъять более 500 млрд руб. сверхдоходов. Эти деньги нужны на выполнение майского указа Путина, писал он. Но бизнесу удалось заручиться поддержкой первого вице- премьера Антона Силуанова, который перевел дискуссию об изъятиях в обсуждение условий, на которых будут привлекаться частные деньги в госпроекты. Обсуждаемые сейчас меры господдержки обещают бизнесу неизменность налоговых и неналоговых условий, а также налоговые возвраты.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК13.12.2018