18-02-14 / 2014
Новости отрасли
...а будет еще лучше?

Динамика рынка лизинга подвижного состава в минувшем году дает основания для невеселых выводов и прогнозов. По некоторым оценкам, проседание составило до 30% к уровню 2012-го. Вместе с тем заинтересованные стороны указывают на то, что, несмотря на профицит вагонов, сформировавшийся на сети РЖД к середине 2012 года, не стоит рисовать перспективы железнодорожного лизинга в мрачном цвете.

Анализ отчетов, опубликованных лизинговыми компаниями по итогам 2013 года, позволяет говорить о серьезном падении объемов лизинга грузовых вагонов. Действительно, у некоторых провисание доходит до 35-40%, что дает основания говорить об окончании периода активного роста. Более того, ряд экспертов указывают на диверсификацию структуры портфеля отдельных компаний: доля договоров на предоставление подвижного состава сокращается, а авиационный лизинг, наоборот, демонстрирует положительную динамику.

Вместе с тем представители лизинговых компаний уверены, что все не столь однозначно. "Несмотря на снижение финансовых показателей, в натуральном выражении (по количеству вагонов) лизинг подвижного состава в 2013 году продолжил расти: примерно на 10-15% по сравнению с 2012-м", - констатирует руководитель департамента маркетинга компании Brunswick Rail Андрей Цыганов. - Большинство компаний по итогам минувшего года даже расширили свой парк".

Представители операторов куда более осторожны в своих оценках, указывая на то, что приобретение подвижного состава в условиях профицита вагонов и снижения объемов погрузки является достаточно рискованным шагом. Кроме того, участники рынка говорят о том, что совершенно неясно, по каким правилам будет осуществляться эксплуатация подвижного состава. В первую очередь речь идет об отмене прежней модели продления срока службы и распространении практики отставления вагонов от эксплуатации (причем зачастую по достаточно спорным с точки зрения собственников причинам).

Определенные опасения относительно того, что потенциал для роста уже исчерпан, внушают и высказывания грузовладельцев. "Рынок финансового лизинга грузовых вагонов не имеет стимулов для роста в ближайшее время, - считает генеральный директор ООО "Промнерудтранс" Андрей Громовой. - В условиях, когда нет ясности ни по загрузке уже эксплуатируемого подвижного состава, ни по доходности операторской деятельности, сложно ожидать, что закупки примут массовый характер".

При этом лизинговые компании настроены достаточно оптимистично. "Операторам приходится решать проблему модернизации своих парков, и в условиях финансовой нестабильности лизинг, по сути, остается единственным эффективным и надежным инструментом привлечения денежных средств для приобретения новых вагонов, - пояснил свою позицию топ-менеджер одной из крупных лизинговых компаний. - В силу ряда причин 2013 год прошел под знаком неопределенности, что снижало активность в нашем сегменте, но сейчас оттягивать решение наболевших вопросов уже невозможно, поэтому, так или иначе, мы ожидаем роста объемов".

Собственно, главной интригой остается судьба "стариков": если все-таки им запретят работать сверх установленных производителями сроков, то в ближайшие 3 года под нож пойдут порядка 300 тыс. вагонов. И в этом есть своя логика. По словам А. Громового, целесообразность закупок нового подвижного состава возникает только при убытии или утилизации парка, выработавшего свой ресурс. В таком случае нужно соблюдать баланс и замещать выбывшие вагоны новым подвижным составом.

По мнению экспертов, даже если "ветеранам" разрешат, как это было ранее, работать по полтора дополнительных срока, это не подорвет рынок. По словам А. Цыганова, в последние годы доля подвижного состава, предоставляемого по договорам операционного лизинга и долгосрочной аренды, в общем парке увеличивалась и к концу 2013 года оценивалась на уровне 15-20%, что в целом согласуется с общемировыми тенденциями. "В странах Северной Америки такие вагоны составляют около 60%. Мы ожидаем, что в ближайшие 6-8 лет и в России доля лизингового подвижного состава вырастет до 35-40%", - отметил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру18.02.2014