15-05-24 / 2024
Новости отрасли
90% агропромышленных грузопотоков приходится на коридоры с дружественными странами

Экспорт российского продовольствия, несмотря на санкционные ограничения, в 2024 году в целом вырос на $3,3 млрд. Об этом и о многом другом РЖД-Партнеру рассказала Алевтина Кириллова, генеральный директор Управляющей дирекции проекта "Евразийский агроэкспресс" – АНО "Евразийская агрологистика", д. т. н., действительный член Российской академии транспорта.

– Алевтина Григорьевна, уже в течение двух лет российский логистический рынок функционирует в новых условиях.

К каким изменениям, на ваш взгляд, удалось приспособиться, а что по-прежнему является значительным препятствием?

– Агрологистический рынок перестроился, пожалуй, быстрее всех, так как обеспечение продовольственной безопасности всегда является первоочередной задачей любого государства. Поэтому в кратчайшие сроки были созданы коридоры беспрепятственного импорта и экспорта продовольствия с дружественными странами, на которые сейчас приходится почти 90% агропромышленных грузопотоков.

Так, экспорт в Китай в 2023 году увеличился на 58%, в Египет – на 19%, в Индию – на 56%. Всего Россия поставляет продукцию АПК в 150 стран мира и, по данным Минсельхоза России, в 2023 году экспорт российского продовольствия, несмотря на санкционные ограничения, в целом вырос на $3,3 млрд по сравнению с 2022 годом, составив более $45 млрд.

"Евразийский Агроэкспресс" и многое другое

– Как выстраиваются новые логистические цепочки в условиях поворота на Восток?

– В рамках интеграционного проекта "Евразийский Агроэкспресс" на маршрутах евразийских транспортных коридоров и маршрутах сопредельных с ЕАЭС стран мы с операторами-участниками проекта выстраиваем новые логистические цепочки в условиях "поворота на Восток".

Отмечу, что для развития такого масштабного проекта, как "Евразийский Агроэкспресс" необходимо формирование сети агротерминалов и консолидационных центров, внедрение новых технологий и современных информационно-цифровых сервисов в сфере торговли, транспорта и логистики, сотрудничество в области таможни и сервисов для агропромышленных предприятий.

Один из ключевых логистических операторов России и стран ЕАЭС АО "РЖД Логистика", совместно с партнерами-участниками проекта формирует и отправляет агропоезда по тем маршрутам, на которые сейчас переориентированы контейнерные поставки.

Логистическая экосистема "РЖД Логистики" расположена во всех регионах России, а также в странах прохождения маршрутов агроэкспрессов. С участием компании сформирована карта евроазиатских транспортных коридоров, которые являются наиболее перспективными для контейнеризации, и в первую очередь – для экспорта и встречного импорта аграрных грузов и продовольствия. Для реализации задач проекта "РЖД Логистика" нарастила парк автономных рефрижераторных контейнеров и автотранспорта для конечной доставки продовольствия до склада заказчика.

Новые маршруты

– Какие новые маршруты появились в 2023 году?

– По итогам 2023 года экспортные поставки высокомаржинального продовольствия "Агроэкспрессами" увеличились на 6%.

В 2023 году распоряжением № 6 Евразийского Межправительственного Совета, в периметр проекта "Евразийский Агроэкспресс" были включены перевозки по МТК "Север-Юг" в направлении Туркменистана, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов и Индии.

Со стороны Китая были сняты ограничения на импорт сельскохозяйственной и агропромышленной продукции из стран ЕАЭС через сухопутные погранпереходы, оптимизированы таможенные и административные процедуры.

25 декабря 2023 года в Санкт-Петербурге состоялось подписание Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Исламской республикой Иран, которое устраняет ввозные таможенные пошлины в отношении почти всей товарной номенклатуры во взаимной торговле.

В рамках этого соглашения аграрии стран ЕАЭС будут иметь эксклюзивные условия для поставок на рынок Ирана зерновых, растительного масла, мяса, изделия из мяса и птицы, консервов, кондитерских изделий и широкой номенклатуры другой сельскохозяйственной продукции.

С Китаем на регулярной основе заработали два маршрута для доставки продовольствия китайским и российским потребителям:

? Москва – Циндао (Шаньдун, Китай)

? Чэнсян (Ченду, Китай) – Селятино (Московская обл).

Оператором маршрутов выступает АО "РЖД Логистика".

Китай является ведущим импортером российского рапсового масла, мяса птицы, говядины, соевых бобов, овса, семян льна.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер15.05.2024