25-07-11 / 2011
Новости отрасли
7 июля прошло заседание круглого стола на тему "Совершенствование тарифных механизмов в грузовых железнодорожных перевозках"

Перевозка грузов железнодорожным транспортом для российского государства и бизнеса - платная услуга, причем размеры оплаты, или, как чаще говорят, тарифы, - зависят от множества факторов: расстояния перевозок, срочности доставки, веса и габаритов грузов, его стоимости и т. д. Разработка грузовых железнодорожных тарифов, их регулирование - целая наука, причем далеко не простая и по-своему точная: если тарифы окажутся завышенными, клиенты переключатся на другие виды транспорта, тогда вагоны и магистрали окажутся недогруженными. Чрезмерное снижение тарифов приведет к заторам на грузовых станциях, очередям в ожидании отправки грузов.

Как решать эти и другие подобные проблемы? Ответ пытались найти участники заседания круглого стола на тему "Совершенствование тарифных механизмов в грузовых железнодорожных перевозках", состоявшегося в ТПП РФ 7 июля и организованного ООО "ТПП-Информ".

В дискуссии приняли участие ученые академических и отраслевых институтов, сотрудники ОАО "РЖД", Федеральной службы по тарифам (ФСТ), представители общественных объединений предпринимателей и компаний, участники рынка железнодорожных транспортных услуг, эксперты, работники ТПП РФ.

Хотя обсуждаемый вопрос многим мог показаться частным или локальным, на самом деле тарифная политика играет громадную роль в развитии экономики. Проводя тарифную политику, государство активно вмешивается в действие рыночных рычагов; регулирует развитие производства, способствуя ускоренному развитию одних отраслей промышленности по отношению к другим, менее важным; активно влияет на инновационную политику и структурную перестройку экономики, включая естественные монополии.

Заседание круглого стола открыл заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) Российской академии наук Юрий Щербанин, отметивший исключительную важность обсуждаемого вопроса. Правильно разработанные тарифы на железнодорожные перевозки грузов могут выполнять роль дополнительного стимулятора развития отраслей и регионов. В современных условиях можно говорить о своеобразной идеологии тарифов и необходимости творческого подхода к их разработке.

ИНП РАН длительное время проводит широкомасштабные исследования состояния железнодорожного транспорта России, привлекая к этому экспертов из разных научных организаций. Одно из направлений этих исследований - изучение действующей тарифной системы и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Постановочный доклад сделал директор компании А.Т. Kearney, руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ Евгений Богданов. Он остановился на взаимоотношениях государства и железнодорожного транспорта в деле разработки тарифов и на особенностях тарифообразования на современном этапе развития рыночной экономики в России.

Евгений Богданов подчеркнул, что для обеспечения экономического роста в стране требуется развитие инфраструктуры. Для этого нужно увеличивать объем вложений. Ключевой вопрос регулирования отрасли со стороны государства - определение того самого баланса между источниками финансирования, которое позволит достичь нужных объемов выделения средств на развитие инфраструктуры. В сложившейся ситуации необходимо либо установить относительно высокие тарифы, что обеспечит самофинансирование отрасли, либо выделять государственные субсидии перевозчику или грузоотправителю. Проводимые реформы демонстрируют: государство стремится решить вопрос таким образом, чтобы отрасль в большей степени сама финансировала свое развитие.

Ряд важных проблем поднял в своем выступлении руководитель департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО "РЖД" Вячеслав Петренко. Он говорил о несовершенстве методик разработки тарифов, отсутствии достаточных экономических обоснований при их разработке, недостаточном учете многих факторов при их разработке. Это затрудняет прогнозирование развития железнодорожного транспорта, а также деятельность инвесторов, готовых делать вложения в развитие этой важной отрасли. Вячеслав Петренко, в частности, заметил, что предприниматели, отправляющие и получающие грузы при посредстве железнодорожного транспорта, должны иметь возможность прогнозировать изменения тарифов и закладывать эти сведения в свои планы. В области тарифообразования, заметил Вячеслав Петренко, мы должны понимать, что запас прочности для отраслей промышленности с точки зрения роста тарифов или индекса тарифов на железнодорожные перевозки уже предопределен той экономической ситуацией, которая складывалась в стране за все предыдущие годы. Мы эту ситуацию отслеживаем и по уровню транспортной составляющей. Необходимо формировать ту инвестиционную составляющую в тарифах, которая могла бы быть целевым назначением использована для развития инфраструктуры. Если в дальнейшем будет идти ограничение средств, поступающих в транспортный расчет, ограничение индексов тарифов, сокращение или ограничение субсидий, то, по экспертным оценкам, которые были сделаны компанией, к 2015 году появится дефицит, не позволяющий дополнительно перевозить до трехсот тонн грузов, отметил Вячеслав Петренко. Кроме ИНП, вопросами тарифообразования на железнодорожном транспорте занимается Институт системного анализа (ИСА) РАН. Его главный научный сотрудник Эльмар Позамантир остановился на вопросах научной обоснованности действующих тарифов. Технология расчетов тарифов подчас необоснованно усложнена, что затрудняет проверку их обоснованности. Также затруднена индексация как самих тарифов, так и их составляющих.

Применение исключительных тарифов подменяет собой государственную экономическую политику, отметил Позамантир. Надо уходить от политики, когда железнодорожные тарифы являются едва ли не главным инструментом государственной экономической политики. Это пережиток. Тариф должен быть таким, чтобы он обеспечивал нормальную рентабельность каждой отдельной перевозки. Все остальные задачи государство должно решать своими способами и инструментами.

Президент Ассоциации российских экспедиторов Валерий Алисейчик отметил, что сегодня сложилась такая ситуация, при которой практически невозможно установить экономически обоснованные тарифы, поскольку отсутствуют экономически обоснованные цены на товары.

Мне кажется, сказал он, что всем, кто заинтересован в справедливой тарифной политике - транспортники и коридоро-пользователи, - надо поставить вопрос о реформе ценообразования, она должна быть проведена первой. А уже после этого проводить реформы по отдельным отраслям.

В развернувшейся дискуссии выступили более полутора десятков участников заседания круглого стола, в том числе руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Игорь Куротченко, эксперт НП «Совет участников рынка операторов железнодорожного подвижного состава» и заместитель руководителя дирекции стратегических проектов ООО «Логистика и транспорт» Татьяна Максимова, ведущий советник аппарата комитета Госдумы ФС РФ по транспорту Сергей Дергунов и другие.

Предложения по совершенствованию тарифной системы, выработанные за круглым столом, будут направлены в Правительство РФ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Торгово-промышленные ведомости20.07.11Тарифы как рифы?