19-01-22 / 2022
Новости отрасли
2022 год будет переломным для рынка контейнерных перевозок

Объем перевезенных контейнеров по сети РЖД в прошлом году превысил 6,5 млн TEU. А по итогам 2022-го перевозки контейнеров должны, по прогнозам, превысить 7 млн TEU. В каком направлении будет идти развитие контейнерного рынка в этом году и с какими трудностями придется столкнуться участникам перевозочного процесса, РЖД-Партнеру рассказала руководитель отдела железнодорожных контейнерных перевозок компании Stalogistic Алеся Кувеко. – Рынок контейнерных перевозок в прошлом году активно развивался, несмотря на все сложности. Какие главные точки роста Вы бы выделили?

– Среди основных тенденций 2021 года можно назвать увеличение импортных перевозок в контейнерах, сроков доставки, превышение спроса над предложением в части предоставления транспортных услуг, контейнеризацию грузов, рост числа маршрутов перевозок и количества перевозчиков, снижение ажиотажа на порожнее контейнерное оборудование.

На примере Дальнего Востока морские перевозчики и терминалы переориентировались на обработку контейнерных грузов, снижая объемы генеральных.

Кроме того, рост импортных контейнерных перевозок вызвал сильный дисбаланс экспорта и импорта, который достиг своего пика в июле и августе и привел к нехватке мест на морских и сухопутных терминалах для выгрузки прибывших товаров, простою судов и долгому ожиданию отгрузки на железную дорогу.

В 2021 году также увеличился транзитный грузопоток через порты Дальнего Востока в страны Европы как напрямую через сухопутные погранпереходы, например, из порта Восточный до ст. Малашевиче (Польша), Дуйсбург (Германия), так и через порт Санкт-Петербург, где дальнейшая доставка осуществляется фидером.

Если в конце 2020 – начале 2021-го мы столкнулись с острой нехваткой контейнерного оборудования, то к концу прошлого года ситуация выровнялась. И в принципе и морские линии, и железнодорожные перевозчики, и частные компании, предоставляющие оборудование в аренду, закрывали рынок. Бывали моменты, когда спрос превышал предложение, но уже более полугода цены на аренду и выдачу оборудования находятся в одном диапазоне.

– Благодаря чему контейнерные перевозки по железной дороге продемонстрировали такой активный рост в 2021 году?

– Во-первых, в минувшем году, как я уже говорила, увеличился транзитный грузопоток, который переориентировался с "глубокого" моря на железную дорогу из-за нехватки мест на судах из Китая в Европу. По оценкам разных специалистов, рост данного сегмента составил в среднем 30-40%. Это касается перевозок и через Дальний Восток, и через сухопутные пограничные переходы.

Во-вторых, покупатели стали чаще приобретать зарубежные товары (домашнюю технику, электронику, одежду и обувь, косметику, товары для благоустройства и создания комфортного рабочего места дома), что привело к росту импорта и внутренних перевозок.

Также мы наблюдали увеличение экспорта лесной и химической продукции.

– Какие трудные вопросы остаются нерешенными на сегодняшний день? Какие способы или механизмы решения проблем на этом рынке Вы видите?

– Я могу судить только по грузопотоку нашей компании. Сегодня мы сталкиваемся с такими проблемами, как вспышки COVID-19, которые ограничивают передвижение перевозчиков, работу терминалов, приводят к задержкам выходов поездов и морских судов, выходные дни в России и Китае, а также приближающаяся Олимпиада в Пекине, загруженность станций назначения в Московской области, в связи с чем поезда вынуждены простаивать, а доставка осуществляется дольше обычного. Логистике присущи циклы, и каждый год в железнодорожном сервисе мы проходим примерно одно и то же.

Сначала это происходит в августе и сентябре, затем перед Новым годом в России и Китае. Все эти периоды характеризуются увеличением спроса, ростом цен и транзитных сроков доставки. В нашей компании принято прогнозировать риски и цикличность рынка.

На уровне совета директоров обсуждаются внешние (политические, экономические, экологические) и внутренние (закупки, персонал, продажи) факторы. Оперативный департамент, принимая во внимание все обстоятельства, заранее проводит работу с партнерами по согласованию условий работы. Считаю, что в текущей ситуации важно доносить до клиента реальные ожидания от каждого сервиса/маршрута, а все остальное решается в партнерстве и диалоге.

– По Вашим прогнозам, что будет происходить на рынке в 2022 году?

– По моему мнению, 2022 год будет переломным.

В настоящее время растет спрос на перевозки в связи с приближением китайского Нового года. Затем последует незначительное снижение и выравнивание рынка. Увеличение провозных мощностей, терминалов, контейнеров, собственников платформ, выход новых морских судов во второй половине 2022 – первой половине 2023-го – все это будет вести к небольшой стабилизации.

Уже сейчас по нашему грузопотоку видно, что провозных мощностей достаточно. Да, ситуация не идеальная, но в целом она несравнима с той, которая была 8-12 месяцев назад. Сложно сказать, будет ли расти импортный контейнерный грузопоток в Россию, так как существуют несколько факторов, на него влияющих.

Это и ситуация с COVID-19, которая может привести к ограничениям производителей и получателей, а может – и нет. Это и экономические, и политические изменения. Пока же все функционирует в прежнем режиме, но делать прогноз на целый год затруднительно. Беседовала Наталья Гусаченко

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер19.01.2022