28-05-13 / 2013
Новости отрасли
20 мая состоялось расширенное заседание комиссии РСПП по транспорту

Мы пригласили ведущих экспертов мирового класса, которые профессионально занимаются вопросами оценки деятельности в области транспорта, в том числе железнодорожного.

Обсуждали насущные вопросы текущего этапа реформирования. Говорили о том, что такого масштаба преобразований ж/д отрасли, как в России, нигде в мире до сих пор не было. Если на начальном этапе и правительство, и эксперты ж/д отрасли, и само МПС во многом шли "на ощупь", то сегодня у нас уже есть достаточный опыт, чтобы расставить четкие акценты в дальнейших действиях. В этом смысле для нас очень важен международный, и прежде всего европейский, опыт. Большинство экспертов комиссии РСПП подтвердили правильность наших сомнений относительно преимуществ дальнейшей либерализации ж/д отрасли - отделения инфраструктуры от локомотивной тяги и управления движением. Притом что убежденные рыночники как заклинание повторяют, что приватизация и свободная конкуренция вытащат нас из всех бед и повысят эффективность отрасли, многие из выступавших отмечали, что в мировой практике нет однозначных подтверждений такой взаимосвязи.

По опыту Евросоюза на сегодняшний день именно вертикально интегрированные структуры показали возможность снижения стоимости перевозки. А вот страны, где была сделана попытка полного отделения инфраструктуры от перевозки, продемонстрировали рост совокупной стоимости перевозок и снижение эффективности ж/д транспорта.

В итоге они либо полностью пересмотрели итоги реформы (как в Великобритании), либо отказались от такого разделения (немецкая Deutsche Bahn), либо, разделив функции содержания инфраструктуры и эксплуатации, планируют провести обратную реформу по объединению (французская SNCF).

Если резюмировать основные выводы экспертов, то они сводятся к следующему: конкуренция - это не самоцель, а кажущиеся эффекты не всегда соответствуют объективным реалиям. Сейчас мы это наблюдаем в связи с полной приватизацией парка грузового подвижного состава РЖД. Следует признать, что реализованная модель отделения вагонов от перевозчика на сегодняшний день оказалась не лучшим вариантом. Практически никто из экспертов не высказался в пользу идеи приватизации локомотивной тяги в России.

В обсуждении вариативности моделей ж/д отрасли подчеркивалось, что в любом случае национальная модель должна учитывать территориальные и политические особенности страны. И я с этим полностью согласен, тем более что пока у нас нет четких доказательств того, что разделение вертикально интегрированной структуры РЖД приведет к каким-то очевидным позитивным результатам. А вот сокращение доходности - это уже факт. В результате выделения из госмонополии наиболее прибыльных сегментов доходная база РЖД сократилась на 13% и в будущем уменьшится еще на 11%.

В этой связи актуален вопрос: если РЖД останется только управление инфраструктурой, как будет проходить ее развитие и модернизация? Ответ очевиден - либо мы будем ездить на том, что осталось, либо государство в долгосрочной программе экономического развития должно определить источники финансирования развития ж/д инфраструктуры.

Правительство сейчас уделяет большое внимание развитию ж/д транспорта, и все эти вопросы активно обсуждаются.

Впервые с начала реформы!

Именно поэтому для нас очень важна профессиональная экспертиза, которую провела представительная комиссия РСПП. Ее выводы будут обобщены в официальном докладе по итогам заседания. Учитывая состав и уровень экспертов (уверяю, что он дал бы десять очков вперед любой международной конференции), этот документ имеет для нас огромную практическую ценность.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок28.05.13Комиссия РСПП по транспорту