31-03-22 / 2022
Новости отрасли
2 млрд. направят на перевозки зерна, рыбы, овощей и удобрений

ОАО "РЖД" получит дополнительное финансирование для увеличения поставок грузов агропромышленного комплекса по льготным тарифам

Правительство РФ увеличило на 2 млрд руб. объем субсидирования внутренних железнодорожных перевозок сельскохозяйственной продукции по льготным тарифам. Это решение направлено на поддержку продовольственного рынка за счет снижения транспортных расходов предприятий. Субсидии распространяются на транспортировку зерновых и масличных культур, овощей, рыбной продукции и минеральных удобрений по ряду направлений.

Льготы обеспечат объем

Премьер-министр Михаил Мишустин отметил необходимость дополнительной поддержки сельского хозяйства и производства, чтобы не допустить высоких ценовых колебаний на рынке продовольствия.

Одной из мер, направленных на реализацию поставленной задачи, является снижение транспортных расходов с помощью субсидий государства на железнодорожные перевозки грузов аграрного сектора. Это позволяет возместить ОАО "РЖД" и ФГУП "Крымская железная дорога" финансовые потери, возникающие при установлении льготных тарифов на транспортировку такой продукции.

Соответствующая государственная поддержка стала оказываться в 2019 году. "В федеральном бюджете на текущий год на такие цели было предусмотрено более 2,3 млрд руб. В новых условиях этого финансирования уже недостаточно. Мы сегодня выделим дополнительно 2 млрд руб., чтобы увеличить объемы перевозок по льготным тарифам как минимум на 1 млн тонн", – заявил Михаил Мишустин.

По его словам, такое решение поможет обеспечить поставки в российские регионы зерновых и масличных культур, овощей и рыбной продукции, а также минеральных удобрений, без которых не может обойтись ни одна посевная кампания.

Парк для зерна

Как рассказал "Гудку" заместитель начальника Западно-Сибирского ТЦФТО по транспортному обслуживанию Кенан Абасов, субсидии, в частности, распространяются на перевозки некоторых видов зерновых культур из Сибири в направлении Уральского, Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов.

Генеральный директор АО "Новосибирскхлебопродукт", координатор региональных отделений "Опоры России" в Сибирском федеральном округе Сергей Соколов сообщил "Гудку", что наиболее массовыми грузами, перевозки которых поддерживает государство, являются пшеница и ячмень.

"Необходимость увеличения объемов субсидирования связана с тем, что экспорт зерновой продукции из России с 15 февраля по 30 июня 2022 года происходит только при наличии квот и разовых лицензий Минпромторга РФ, которых нет у части участников зернового рынка, – отметил Сергей Соколов. – Следовательно, эти предприятия вынуждены активизировать торговлю на внутреннем рынке. При этом цена на зерно достаточно высокая, и наличие субсидий в некоторых случаях позволит ее сгладить".

Также в связи с ростом ключевой ставки ЦБ у владельцев подвижного состава увеличились размеры лизинговых платежей. Дополнительные расходы компании перекладывают на тариф за предоставление подвижного состава. Субсидии, в свою очередь, позволят смягчить рост стоимости услуг по предоставлению вагонов собственниками, считает эксперт.

Мощности для рыбы

Как рассказал "Гудку" член совета Ассоциации организаций продуктового сектора Антон Востриков, увеличение объемов субсидирования железнодорожных перевозок положительно отразится на деятельности сельхозпроизводителей и поставках рыбной продукции (минтая и филе минтая) с Дальнего Востока в другие субъекты РФ. Этот вид груза внесли в перечень товаров с льготным тарифом в прошлом году.

При этом важным вопросом остается возможность операторов подвижного состава обеспечить необходимое для роста перевозок количество рефрижераторных контейнеров.

Генеральный директор АО "Агентство рефперевозок" Ильдус Халиков уверен, что увеличение объемов субсидирования в большей степени повлияет на рост объемов перевозок зерна и минеральных удобрений.

"В связи с изменением логистических цепочек и системы работы может возникнуть дисбаланс парка, в частности возникнет нехватка рефрижераторных контейнеров. И эту проблему операторам и сельхозпроизводителям предстоит решать вместе", – считает Антон Востриков.

По словам заместителя председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семенкина, такой тип подвижного состава является сезонным, поэтому во время резкого роста объемов перевозок продукции всегда происходит дефицит рефконтейнеров. В транспортировке рыбы пик приходится на сентябрь – ноябрь в связи с путиной на Дальнем Востоке.

"Если бы продукция грузилась равномерно, нехватки подвижного состава не наблюдалось бы. Вопрос в наличии холодильных мощностей для хранения привезенной с моря продукции в течение всего года потребления. Сегодня, в частности, "холодильники" строятся в Уссурийске, запланировано строительство под Находкой. С их появлением вопрос с нехваткой подвижного состава решится", – добавил Денис Семенкин.

Другим решением этой проблемы может стать предоставление возможности бесплатного возврата порожних рефконтейнеров на Дальний Восток под дальнейшую погрузку рыбной продукции, полагает президент транспортно-экспедиторской компании "Таскор-21" Виталий Момот.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок31.03.2022