24-05-17 / 2017
Новости отрасли
1520: ставка на контейнеры

Уже не первый год прорабатываются возможности взаимовыгодного сотрудничества между странами-участницами пространства 1520 по расширению транспортно-логистического комплекса. В настоящее время изучены грузопотоки, следующие из стран Юго-Восточной Азии в Южную и Центральную Европу. И без учета нефти и нефтепродуктов их объем составляет около 15,9 млн т. При этом, эксперты отмечают, что транспортный потенциал стран – участниц ЕАЭС используется не полностью. В перспективе грузооборот вполне может увеличиться в 2,5-3 раза (до 8-9 млн т). Что же сегодня делается для того, чтобы эти возможности стали реальностью? Расширяя коридоры

Российские железные дороги являются частью интегрированной железнодорожной сети с колеей 1520 мм – пространства 1520, к числу бесспорных преимуществ которого относятся общие технологические стандарты, исторически сложившиеся долгосрочные деловые связи, единое информационное пространство, работоспособные механизмы формирования конкурентоспособных тарифов, гармонизации нормативно-правовой базы уникальное геоэкономическое положение с точки зрения транзитного потенциала.

По территории России проходят оптимальные маршруты, многие из которых являются частью международных транспортных коридоров (МТК). Мероприятия по расширению их пропускной способности и развитию железнодорожной инфраструктуры реализуются ОАО "РЖД" на постоянной основе.

Как рассказали в ОАО "РЖД", наиболее характерными, отражающими географию торгово-экономических связей, являются международные транспортные коридоры: "Восток – Запад" и "Север – Юг".

Коридор "Восток – Запад" гарантирует прямой выход грузам из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу через дальневосточные российские морские порты и пограничные переходы. При этом одним из гибких инструментов, позволяющих формировать логистические цепочки, отвечающие требованиям грузоотправителей, являются контейнерные сервисы. В настоящее время организован ряд контейнерных сервисов в сообщении Китай – Европа, страны Балтии – Центральная Азия.

МТК "Север – Юг" должен способствовать улучшению транспортных связей России со странами Персидского залива и Южной Азии, а также развитию транзитных евро-азиатских перевозок. "Для обеспечения беспрепятственного пропуска перспективных грузопотоков и повышения скоростей движения по МТК "Север – Юг" ведутся работы по усилению его инфраструктуры. Важно завершение формирования западной ветви МТК "Север – Юг" – строительство железнодорожного участка Решт – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан)", - прокомментировали в компании.

Общие перспективы

Напомним, что в апреле 2017 года было подписано семистороннее соглашение об углублении сотрудничества по организации контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа. Подписи под документом поставили руководители ОАО "РЖД", "Китайских железных дорог", ГО "Белорусская железная дорога", АО "Немецкие железные дороги", АО "Национальная компания "?аза?стан темір жолы", АО "Улан-Баторская железная дорога", АО "Польские государственные железные дороги".

По словам представителя ОАО "РЖД", сотрудничество по организации контейнерных поездов в евроазиатском сообщении будет способствовать дальнейшему увеличению доли железнодорожного транспорта на рынке грузовых перевозок, содействовать укреплению торговых связей, а также сопряжению планов по развитию инфраструктуры.

"Согласно документу, планируется совместно наращивать объемы перевозок, активизировать деятельность по созданию объектов логистической инфраструктуры, совершенствованию организации перевозок, внедрению новейших технологий для сокращения времени в пути следования", - прокомментировали в холдинге.

В частности, стороны намерены поддерживать разработку конкурентоспособных сквозных ставок на перевозки грузов в составе контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа в рамках законодательства своих государств и прилагать усилия к созданию единых стандартов обслуживания.

Кроме того, стороны нацелены активно разрабатывать новые транспортно-логистические продукты, содействуя организации перевозок грузов трансграничной электронной торговли, почтовых отправлений, а также грузов с температурным режимом (в рефрижераторных контейнерах).

Участники соглашения отметили необходимость организации информационного взаимодействия, включая электронный обмен данными и предварительное электронное информирование о грузах (товарах) и транспортных средствах, перемещаемых через границы, для упрощения контрольных процедур в пунктах пропуска и сокращения времени таможенного оформления.

Отметим, что для реализации соглашения будет создана совместная рабочая группа по перевозкам контейнерными поездами в сообщении Китай – Европа.

Контейнеры перетянут с моря

Сегодня основной объем торговли между Европой и Азией обслуживается морским транспортом (21,7 млн контейнеров в 2015 г., 22,4 млн – в 2016 г.). Транспортное пространство ЕАЭС претендует на часть этого товаропотока за счет преимущества в скорости доставки. А если учесть, что ни Беларусь, ни Казахстан не имеют выхода к морю, то для этих стран разработка маршрутов доставки товаров из Китая в Европу и получение за это своей маржи очень важны. Например, более 20% ВВП Беларуси формирует транспорт. Ежегодно более 100 млн т проходит через это государство.

В случае если членам ЕАЭС удастся извлечь максимальную выгоду из своего геостратегического положения, пространство 1520 сможет стать крупнейшим мировым транзитером с разветвленной системой магистралей и соответствующей инфраструктурой. Коридор будет привлекательным для других стран, в том числе не входящих в постсоветское пространство. С некоторыми из них уже подписаны соглашения о зоне свободной торговли либо ведутся переговоры об установлении преференциальных режимов. Как отметили президенты АО "НК "КТЖ" и ОАО "РЖД" на межрегиональном форуме сотрудничества Казахстана и России с участием глав государств, прошедшем в октябре 2016 года в Астане, только совместными усилиями всех стран – участниц сети евразийских транспортных коридоров можно добиться переориентации части грузопотоков с морского на трансконтинентальные маршруты.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру24.05.2017