Рынок железнодо­рожных перевозок




Третья по величине железнодорожная сеть в мире

Российская железнодорожная система занимает третье место в мире после Китая и США по объему железнодорожных грузоперевозок.

Россия является одним из мировых лидеров по интенсивности использования железнодорожного транспорта. По доле грузооборота, приходящейся на железнодорожный транспорт, РФ также входит в число мировых лидеров, уступая нескольким небольшим странам с преобладанием транзитных перевозок.

Высокая доля железнодорожных отправок в общем объеме грузовых перевозок в стране обусловлена географическими особенностями РФ, экономическим значением товарного производства и тяжелой промышленности, а также ограничениями, присущими другим транспортным системам.

Протяженность железнодорожных путей в России превышает 87 тысяч километров. На долю железных дорог приходится около 83% общего грузооборота страны (исключая трубопроводный транспорт). Ежегодный объем перевозок составляет около 2,5 трлн тонно-километров в год, или 1,2 млрд тонн грузов.

>87 тыс. км
протяженность железных дорог
Нерегулируемое ценообразование на услуги железнодорожных операторов

Рыночные реформы по привлечению частных инвестиций и конкуренции начались в 2001 г. и были направлены на модернизацию грузовых железнодорожных перевозок в России при одновременном повышении эффективности и рентабельности.

Несмотря на то, что государственная железнодорожная компания ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) сохраняет монополию в предоставлении железнодорожной инфраструктуры и на сегодняшний день является крупнейшим поставщиком услуг локомотивной тяги, нормативная база дает сторонним железнодорожным операторам право на доступ к этой инфраструктуре на недискриминационной основе.

Ценообразование на услуги АО «Новая перевозочная компания» и на услуги других грузовых железнодорожных операторов в целом не регулируется, за исключением элементов, предоставляемых РЖД (таких как инфраструктура и локомотивная тяга для груженых и порожних рейсов).

Конкурентная среда значительно изменилась с момента начала реформ, когда частные компании-операторы существенно увеличили свои парки подвижного состава. Так на долю частных компаний в России в 2024 г. приходилось более 88% российского вагонного парка по сравнению с 30% в конце 2005 г.

>88 %
доля частного вагонного парка
Уголь и металлургические грузы – ключевые сегменты рынка

Объемы грузовых железнодорожных перевозок в универсальном парке в России в основном состоят из таких грузов, как уголь, металлы, руды и строительные материалы.

Уголь (энергетический и коксующийся) является крупнейшим сегментом в структуре перевозок, на который пришлось около 28% от общих объемов погрузки в России в 2024 г.

Горно-металлургические грузы (включая черные металлы, металлолом и руды) обеспечили в 2024 г. около 16% объемов погрузки в отрасли, на строительные материалы (включая цемент) пришлось около 11,3%.

~28 %
доля угля в общем объеме перевозок
Российский грузовой железнодорожный парк

Российский парк подвижного состава составляет около 1,382 млн единиц на конец 2024 г.

Наиболее распространенным подвижным составом на сети Российских железных дорог является полувагон, который используется для перевозки широкой номенклатуры грузов, включая черные металлы, металлолом, руды, щебень, уголь и древесину среди прочих. На конец 2024 г. полувагоны составили около 46,9% общего парка страны (649,1 тыс. единиц).

1,382 млн ед.
совокупный парк подвижного состава

Структура грузовых железнодорожных перевозок в 2024 г. по видам грузов, млн т

Источник: Росстат

Структура грузооборота транспорта в РФ в 2024 г. по видам (без учета трубопроводного), млрд т-км

Источник: Росстат

Погрузка, млн т

Источник: Росстат

Грузооборот, млрд т-км

Источник: Росстат