06.11.2018


Мониторинг ставок операторов и цен на грузовые вагоны крайне актуален

Согласно перечню поручений президента РФ по итогам состоявшейся 9 октября поездки в Ставропольский край, ФАС России будет необходимо обеспечить проведение мониторинга цен на грузовые вагоны и услуги по их предоставлению для перевозки грузов железнодорожным транспортом. Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян отметил целесообразность внедрения такой меры. "Внедрение такого мониторинга является крайне актуальным, так как рынок предоставления вагонов высоковолатилен. К примеру, с января 2017 по сентябрь 2018 года ставки предоставления полувагона, вследствие роста их востребованности для перевозки, выросли более чем на 70%, до уровня 2,30 тыс. руб. за вагон в сутки. Подобные тренды наблюдаются и по другим родам вагонов. Например, ставка предоставления 40-футовой фитинговой платформы за аналогичный период увеличилась на 65–70% и превысила уровень в 2 тыс. руб. за вагон в сутки, ставки предоставления крытых вагонов с объемом кузова 138 куб. м увеличились на 60%, до уровня 1850 руб. Наблюдается значительный рост ставок и на зерновозы.

При этом в 2015 году ставка предоставления полувагонов составляла только около 25–30% от текущего уровня – в тот период компании-операторы работали на грани и за гранью безубыточности.

Вслед за ростом ставок предоставления и ростом спроса на подвижной состав начался рост стоимости новых вагонов. Если в январе 2017 года цены на инновационные полувагоны (с повышенной осевой нагрузкой 25 тс) составляли 2,3–2,8 млн руб. (далее везде цены указаны без НДС), то в настоящий момент стоимость вплотную приближается к отметке в 4 млн руб. (цены на полувагоны находятся в диапазоне 3,5–3,9 млн руб.). На типовой полувагон (осевая нагрузка – 23,5 тс) цены увеличились с 2,1–2,3 млн руб. до 2,7–3,1 млн руб. На инновационные зерновозы цены превысили 4 млн руб. и находятся на уровне 4,2–4,4 млн руб. (в январе 2017 г. цены были на уровне 2,8–3 млн руб.).

Мы ожидаем, что общая потребность в закупке новых вагонов в 2019–2030 гг. составит до 550 тыс. единиц. В случае равномерного распределения объема производства по годам подобной потребности достаточно для обеспечения равномерной загрузки производственных мощностей вагоностроительных предприятий и умеренной ценовой нагрузки на потребителей. В то же время существуют крайне высокие риски наличия пиков и падения объемов производства вагонов в связи со слишком высокими объемами закупок вагонов в периоды ажиотажного спроса.

Таким образом, мониторинг стоимости покупки новых вагонов и ставки предоставления, направленный на выявление стрессовых ситуаций на рынках производства и предоставления вагонов, необходим. При этом возможные негативные последствия подобного поведения рынков целесообразно нивелировать мягкими стимулирующими мерами экономического характера, например налоговыми и финансовыми льготами".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру06.11.2018

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить