14.02.2018


Отсутствие баланса парка подвижного состава затрудняет его финансирование

Увеличение в минувшем году объема лизинга железнодорожной техники на 120% по сравнению с показателями 2016 г. говорит само за себя. Прошедший год был успешным для отрасли, что свидетельствует о положительной тенденции на рынке железнодорожных перевозок, считает директор Управления ж /д и недвижимости АО "Сбербанк Лизинг" Маргарита Кривчикова. - Какие особенности и тенденции в лизинге железнодорожной техники на Ваш взгляд, были наиболее заметны в ушедшем году?

- Одной из ключевых особенностей в 2017 г. стал рост экспорта угля, что повлекло увеличение спроса на полувагоны и цены на данный подвижной состав, который находился в остром дефиците на начало года, а также как следствие выросли и арендные ставки. При этом сохраняется профицит на нефтебензиновые цистерны, несмотря на тот факт, что в 2017 г. было списано более 6 тыс. единиц. Также положительным фактором стало снижение ключевой ставки ЦБ РФ, что позволило финансировать клиентов на более привлекательных условиях и продолжающаяся программа субсидирования инновационных грузовых вагонов.

- Какие главные проблемы и вызовы в сфере лизинга железнодорожной техники являются наиболее актуальными на сегодняшний день?

- Это, прежде всего, отсутствие баланса парка (в данном случае дефицит создает новые риски в сегменте и затрудняет его финансирование). После длительного периода профицита парка и как следствие невысокого спроса на новые вагоны в 2017 г. мы наблюдаем резкий рост спроса и как следствие рост объема лизинга. Снижение суммы субсидирования на покупку подвижного состава со стороны Минпромторга также увеличит финансовую нагрузку на операторов.

В будущем негативно повлиять на отрасль может развитие автоперевозок в условиях роста железнодорожных тарифов, а также возможный запрет регулятором на эксплуатацию не инновационных вагонов.

- Ваш прогноз развития лизингового рынка в сфере жд. транспорта на 2018 г. и последующий период? Оправданны ли оптимистичные ожидания участников рынка, на чем основаны реальные точки роста?

- Мы считаем, что в 2018 г. динамика в любом случае будет положительной, т.к. производство основных заводов-производителей уже загружено заказами до середины 2018 г., также многие предприятия развивают экспортное направление, что позволяет говорить о значительных перспективах роста международного лизинга. Кроме тог, стоит учитывать, что наличие дефицитного парка в собственности позволит операторам проводить выгодные сделки по возвратному лизингу. В текущем году мы прогнозируем рост лизинга подвижного состава в стоимостном выражении не менее чем на 20% по сравнению с 2017 г. Оптимистичные ожидания оправданы, о чем говорят увеличение производства вагонов, в т.ч. ввиду их значительного списания, а также рост операционного лизинга. Здесь важно обеспечить баланс парка, т.к. в случае очередного дисбаланса и профицита парка мы рискуем увидеть куда более затяжной кризис.

- Какие угрозы и вызовы для дальнейшего роста сложились в сфере операционного транспортного лизинга на сегодняшний день?

-По итогам 2017 г. операционный лизинг занял 20% в объеме нового бизнеса, что почти в 2 раза превышает показатели 2016 г., однако, концентрация в данном сегменте значительно превышает финансовый - на долю топ-тройки арендодателей приходится более 70% рынка, при этом доля топ-тройки в финансовом лизинге не превышает 40%.

Сегмент операционного лизинга в основном сформирован за счет железнодорожной и авиатехники. При этом поддержку операционному лизингу авиатехники оказывается путем субсидирования государством арендных платежей, снижение же субсидирования может стать серьезным вызовом для этой сферы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру14.02.2018

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить