10.12.2015


Догружая стоимость

Российские угольные компании вынуждены предлагать новые продукты, чтобы, несмотря на кризис перепроизводства в отрасли, сохранить долю на мировом рынке. Делать отечественное сырье привлекательным для экспорта в страны АТР теперь помогают стивидорные компании. Наибольших успехов в этой области добился порт Восточный, построивший за последние несколько лет инфраструктуру мирового класса.

Навык предсказания

В 2010-2012 годах морские порты на Дальнем Востоке чувствовали себя хозяевами положения. Из-за высоких цен на газ основной экспортный продукт в регионе -- уголь -- разбирали за границей как пирожки. Добывающие компании увеличивали экспорт, и бизнесу стало казаться, что стоит построить на берегу Японского моря небольшой угольный терминал -- и можно больше не думать о будущем. Старые порты были полностью законтрактованы и не заботились о модернизации: уголь хорошо покупали без дополнительной очистки.

Вскоре стало ясно, что дальнейшее увеличение экспортных поставок неизбежно наткнется на инфраструктурные ограничения. Своего пика грузооборот морских портов СССР достиг еще в 1984 году -- около 470 млн тонн в год. Иностранные корабли с импортными грузами вынуждены были стоять в длинных очередях, а продукция портилась. Крупные портовые проекты в СССР решили строить на окраинах страны -- на Украине и в Балтии, поэтому с его распадом новейшие порты отошли другим государствам. В 1990-е годы грузооборот упал до 100-120 млн тонн, и Россия еще долго выбирала старые советские мощности, пока в 2010 году грузооборот не установил рекорд в 500 млн тонн.

На этом фоне летом 2012 года было обнародовано поручение президента построить дополнительные экспортные мощности на Дальнем Востоке, в частности угольный терминал пропускной мощностью не менее 20 млн тонн. Уже в ноябре акционеры Восточного порта приняли решение о начале строительства третьей очереди стоимостью 20 млрд руб. Строительство осуществляется за собственный счет, без участия в федеральных программах. А еще в 2010 году была запущена масштабная программа модернизации порта. Помимо Восточного о своих намерениях заявил еще целый ряд крупных компаний, не говоря уже о мелких терминалах.

Однако в 2014 году ситуация на товарных рынках развернулась на 180 градусов: цены на нефть, газ и уголь стали стремительно падать. К середине 2015 года стало ясно, что предложение превышает спрос, и большинство портов оказались неконкурентоспособными. Отношения с клиентами смогли наладить только те стивидорные компании, которые в тандеме с крупными добывающими предприятиями имели историю длительных отношений с мировыми трейдерами. И главное --смогли предложить качественные дополнительные услуги. Восточный порт оказался единственным из портов на Дальнем Востоке, кто подготовился к кризису перепроизводства.

Третья очередь

Реализация проекта третьей очереди угольного терминала рассчитана на 48 месяцев и ведется специалистами АО "Восточный порт" совместно с ООО "Управляющая портовая компания". Условная дата введения комплекса в эксплуатацию -- 1 января 2017 года. Руководство порта планирует, что уже в 2017 году третья очередь выйдет на проектную мощность в 10 млн тонн в год, а в 2020 году -- 20 млн тонн. Проект позволит увеличить грузооборот Восточного в два раза -- до 40 млн тонн в год.

Технически третья очередь будет представлять собой зеркальное отражение действующего специализированного комплекса на участке в 54 га, из которых 17 га -- искусственно созданный участок. Для сравнения: на месте терминала могло бы разместиться 23 футбольных поля. Общая площадь единовременного хранения грузов составит около 800 тыс. тонн. При этом здесь с нуля будут созданы вся необходимая железнодорожная инфраструктура и четыре склада, устанавливается новейшее оборудование: два тандемных вагоноопрокидывателя, машины для размещения и забора грузов со склада -- стакеры и реклаймеры. Кроме того, создается полностью конвейерное обеспечение для перемещения груза. Соглашение на поставку специализированного оборудования было заключено между Восточным портом и японской компанией Marubeni Corporation. Это создаст еще более тесные связи с японскими покупателями: в 2014 году порт отправил туда 4,5 млн тонн российского угля.

Важная особенность нового терминала -- более глубокое дно. Суда будут грузить уже не по осадку в 16 м, а в 18 м. То есть порт сможет принимать кейпсайзы грузовместимостью до 180 тыс. тонн. Это серьезное конкурентное преимущество, потому что снижает стоимость фрахта: всегда дешевле везти груз одним крупным кораблем. "Этот рынок нельзя назвать высокорентабельным, и возможность сэкономить на фрахте -- наш плюс и возможность предложить клиентам более интересные условия",-- говорит управляющий директор Восточного порта Анатолий Лазарев.

Опрокидывая стереотипы

Считается, что порт -- это просто точка, где разгружается сырье. Однако в условиях жесткой конкуренции за клиента этого становится недостаточно. Груз необходимо очистить, отсортировать и привести к экспортному качеству. В российских условиях такие услуги, что называется, must-have, так как уголь перевозится зачастую не в специализированных вагонах, как в Австралии, а в универсальных. Из-за этого в продукте оседает огромное количество металлического мусора. Наконец, в зимний период уголь превращается в "леденец" и привести его обратно в сыпучее состояние довольно сложно.

Для этого в 2010 году Восточный порт запустил программу обновления и модернизации оборудования. В течение пяти лет, на которые рассчитана программа, для порта приобретается современная погрузочная техника из Японии, Голландии и Швейцарии. Используются и лучшие новинки отечественного производства.

Самые масштабные проекты уже реализованы -- это замена вагоноопрокидывателя (позволяет выгружать в летний период до 1 тыс. вагонов в сутки, или 70 тыс. тонн сырья), судопогрузочной машины на угольном комплексе, закупка новой крановой техники, погрузчиков, телескопического ленточного конвейера и дробильно-сортировочных машин для универсального комплекса. Программа предполагает не только обновление техники, но и модернизацию или строительство необходимой инфраструктуры для улучшения качества работы. Сюда входят ветрозащитные сооружения и удлинение тепляков.

Для решения проблемы смерзания угля введен в работу бурорыхлительный комплекс (БРК), оснащенный восемью шнеками. Идея создания БРК принадлежит специалистам Восточного порта, его аналогов пока нет нигде. Шнеки в автоматическом режиме в четырех местах просверливают груз почти до основания, оставляя небольшой зазор, чтобы не повредить основание вагона, и дробят смерзшийся уголь на более мелкие фракции. После этого вагон загоняется в тепляки, и в технически прорубленные отверстия поступает теплый воздух. Эти вагоноразмораживающие устройства уже модернизированы. Они позволяют отогревать единовременно 80 полувагонов.

Далее вагоны идут к вагоноопрокидывателям, где происходит выгрузка угля. Но в зимний период дуют сильные ветра, поэтому над железнодорожными путями построены ветрозащитные сооружения протяженностью 100 м, в каждом из них имеется 30-метровый блок, оснащенный инфракрасными излучателями, который обеспечивает дополнительный подогрев и исключает примерзание угля к стенкам полувагонов. На надбункерных решетках вагоноопрокидывателей установлены обновленные дробильно-фрезерные машины. Весь комплекс мер позволяет не только сократить время разгрузки, но и минимизировать труд людей в опасных зонах.

Для очистки угля от контамината (колодки от вагонов, трапы, подножки, гидравлические шланги с металлическими наконечниками, всевозможные "клыки" и "пальцы" от экскаваторов и бульдозеров) используются магнитные сепараторы. На специализированном угольном комплексе Восточного порта находится 20 таких сепараторов и 4 магнита для улучшения качества угля.

На угольном комплексе при работе маршрута вагон--склад угольный поток проходит через три точки очистки угля от металла. При работе маршрута склад--судно еще добавляется три точки очистки, а если поток угля идет по маршруту склад--судно через дробильно-сортировочный комплекс, то сыпучий груз подвергается доведению до необходимой фракции в 50 мм и дополнительной очистке угля от металла еще на двух магнитных сепараторах, установленных непосредственно на ДСК. Тем самым на комплексе при перевалке угля от вагона до судна погрузочная линия осуществляет очистку угля от металла в шести или восьми точках.

Эти технологии позволяют не только увеличить производительность порта, но и добавляют стоимость конечному продукту. Без дополнительных услуг уже сложно добиться внимания клиентов, у которых появился богатый выбор предложения. Помимо собственно производственных технологий Восточный порт начал обновлять свой флот. Компания закупает новые буксиры голландского производства, которые позволяют проводить больше швартовых операций и работают даже в плохую погоду.

Масштабное строительство в бухте Врангеля оказывает слабое влияние на экологию. В зоне вагоноопрокидывателей в угольном комплексе круглосуточно работает аспирационная система, на предприятии постоянно действуют 18 установок для очистки воздуха и 8 локальных установок по очистке сточных вод. Для примера, с помощью пылеуловителей воздух очищается на 98,5%. Также Восточный порт регулярно выращивает на приморских рыбозаводах кету, трепанг, гребешок и ламинарию и высаживает их в Японском море.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ10.12.2015

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить