26.11.2015


Правительство РФ в четверг рассмотрит проект финансового плана РЖД на 2016 г

Правительство РФ на заседании в четверг рассмотрит проект финансового плана ОАО "Российские железные дороги" на 2016 год и на перспективу 2017-2018 гг.

В материалах РЖД указывается, что рост погрузки в 2016 г. ожидается на уровне 0,1% (до 1,21 млрд тонн), грузооборота - на 0,9% (до 2,96 трлн тонно-километров).

При этом с учетом 10%-ной индексации тарифов предполагалось увеличение доходов от перевозок на 10,8%, до 1,471 трлн руб. В то же время, источник "Интерфакса" в финансово-экономическом блоке правительства сообщил, что в финальной версии документа фигурирует 9%-ная индексация. А собеседник агентства в монополии отметил, что финансовые параметры несколько скорректированы в меньшую сторону.

Повышение грузовых тарифов на 9% ранее было заложено в прогноз социально-экономического развития. При этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ по-прежнему настаивает на индексации с 1 января в пределах 5,5% (глава ФАС Игорь Артемьев ранее заявлял, что антимонопольная служба выступает за индексацию на 5,5% с 1 января; еще на 4,2% ведомство предлагает повышать тариф с 1 июля только при выполнении РЖД определенных показателей эффективности).

Изначально вариант финансового плана на 2016 г., рассмотренный правительством в прошлом году, также предусматривал индексацию тарифов на грузовые ж/д перевозки на уровне 5,5% при выделении 75 млрд руб. субсидий (инфляция в предшествующем 2015 г. ожидалась на уровне 6,7%). Однако с учетом макроэкономической ситуации и вариативности развития экономики РФ РЖД выходили с предложениями повысить тарифы в размере фактической инфляции предыдущего года (15,7%), говорится в материалах компании.

В дальнейшем появилось предложение индексировать тарифы на 10% при выделении 40 млрд руб. субсидий. Его поддерживало министерство транспорта РФ, хотя министерство экономического развития РФ предлагало компенсаций не давать. В последние два месяца вопрос активно обсуждался в правительстве РФ. В итоге РЖД постепенно "ужались" до 22 млрд руб. ("в первую очередь, за счет снижения удельных стоимостей и совершенствования закупочной политики"), а позднее - выразили готовность обойтись и без субсидий, но попросили не отменять льготы по налогу на имущество (сохранит перевозчику 22,8 млрд руб.).

Также в проекте финплана РЖД отмечают, что в компании разрабатывается программа получения дополнительных доходов в 2016 г., включающая привлечение грузоотправителей с альтернативных видов транспорта (минимум 2,3 млрд руб.). Кроме того, в 2016 г. монополия намерена продолжить использовать повышенные коэффициенты на экспортные перевозки (+13,4%, по углю - +1,3%) и перевозки дизельного топлива внутри РФ (+7,5%) в рамках "тарифного коридора".

Дальнейшее снижение затрат "Российские железные дороги" считают "маловероятным без рисков существенного ухудшения качества работы и положения на рынке труда". "Компания уже имеет предельно допустимый уровень численности по основным производственным группам (работники локомотивных бригад, осмотрщики-ремонтники вагонов, монтеры пути), и дальнейшая ее оптимизация невозможна", - отмечает монополия.

Кроме того, как ожидается, проценты к уплате (в составе прочих расходов) будут примерно на 20 млрд руб. выше первоначального плана. Наибольшее влияние окажет наличие в кредитном портфеле инфраструктурных облигаций со ставками, привязанными к инфляции. Также компания указывает, что "учитывая неопределенность и высокую волатильность отклонений от прогнозов, курсовые разницы в 2016 г. не запланированы". "Среднегодовой курс доллара предусмотрен в размере 68,5 руб./$1. без изменения к началу 2016 г.", - говорится в документе.

Для снижения долговой нагрузки наращивать кредитный портфель в 2016 г. РЖД не планируют. "Привлечение новых кредитов будет соразмерно погашению уже имеющихся кредитов (около 70 млрд руб.), а финансирование инвестиционной программы будет осуществляться за счет собственных средств и средств государственной поддержки", - отмечает перевозчик. Соотношение финансового долга (с учетом лизинга) и EBITDA, как ожидается, составит 3.

Объем инвестиционной программы РЖД в 2016 г. сверстан в размере 432 млрд руб. Более 55% из этой суммы - 240,5 млрд руб. - приходится на так называемые "проекты, связанные с выполнением поручений президента и правительства РФ". В их числе - модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (для вывоза с основных месторождений в Сибири и на Дальнем Востоке до 66 млн тонн дополнительных грузов в год), реконструкция участка Междуреченск-Тайшет (в частности, для вывоза угля с Элегестского месторождения по линии Кызыл-Курагино в направлении портов Дальнего Востока).

Также предусматриваются средства на обновление ж/д инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна (реконструкция участка Максим Горький - Котельниково-Тихорецкая - Крымская с обходом краснодарского узла для вывоза дополнительных 59,8 млн тонн грузов), строительство новой линии на направлении Журавка-Миллерово (взамен транзитных участков через Украину), развитие московского транспортного узла (в условиях роста пассажирского движения), развитие участка Выборг-Приморск-Ермилово в Ленинградской области для вывоза 8 млн тонн грузов через порты Приморска и Выборга на северном берегу Финского залива. Также предусматриваются средства на проектирование ВСМ Москва-Казань.

Еще 50,8 млрд руб. в 2016 г. РЖД планируют направить на "проекты, связанные с обеспечением безопасности", в том числе предусматривающие поддержание существующей пропускной способности. Наибольший объем инвестиций предусмотрен на обновление путевого комплекса (7,9 млрд руб.), устройств автоматики и телемеханики (4,6 млрд руб.), оборудования и устройств электроснабжения (7,6 млрд руб.).

Также продолжится выделение средств на реконструкцию участка Мга-Гатчина-Веймарн-Ивангород - железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива, развитие участка Тобольск-Сургут-Коротчаево на Урале, грузового обхода скоростного участка Санкт-Петербург - Бусловская в Ленинградской области. Кроме того, РЖД планируют развернуть работы по увеличению пропускной способности на направлении Дмитров-Сонково-Мга, на котором к 2020 г. ожидается "чрезмерная концентрация грузовых перевозок при значительных размерах пассажирского движения". Всего в 2016 г. на проекты по снятию инфраструктурных ограничений в инвестиционной программе компании предусмотрено 33,3 млрд руб.

На обновление подвижного состава в 2016 г. в инвестиционном бюджете РЖД предусмотрено 87,9 млрд руб. (в том числе 71,8 млрд руб. на обновление тягового подвижного состава). Кроме того, 14,8 млрд руб. в 2016 г. компания планирует направить на проекты по внедрению ресурсосберегающих технологий, развитию социальной сферы и другие. Одновременно перевозчик намерен реализовать проекты по повышению транспортной доступности для населения страны, в том числе - на развитие пригородного пассажирского комплекса, а также реконструкцию вокзалов дальнего сообщения (на эти цели в 2016 г. предполагается направить 4,9 млрд руб.).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс26.11.2015

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить