19.11.2015


Качество – во главе угла

12 ноября отмечался Всемирный день качества, который был учрежден в 1989 году по инициативе Европейской организации качества. В его рамках ежегодно проводится Европейская неделя качества. В этом году она прошла с 9 по 15 ноября под девизом "Качество – эмоции – вдохновение".

Каждый проект приносит дороге и компании существенные дивиденды. Анатолий Храмцов, главный инженер Южно-Уральской железной дорогиЯ не случайно начал свой разговор с упоминания именно этого события. Вот почему. Обсуждаемая сегодня тема бережливого производства, на мой взгляд, самым непосредственным образом связана с категорией качества. Качество продукции, услуги, товара напрямую связано с экономным и рачительным использованием инструментов бережливого производства на каждом конкретном рабочем месте. Это две важные составляющие одного процесса.

Вот почему одним из ключевых моментов для эффективной реализации технологий бережливого производства является решение ОАО "РЖД" о проведении в компании единого Дня качества, основной задачей которого является систематический анализ качества производственного процесса, поставляемой продукции и услуг. Считаю, что проведение Дня качества позволяет оперативно разрабатывать и внедрять новые идеи по совершенствованию технологий работы и повышению качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Поэтому основным направлением в рамках проведения Дня качества на дороге определен "выездной формат", при котором осуществляется посещение структурных подразделений с изучением технологических процессов и последующим проведением рабочих совещаний.

При проведении дней качества рождались идеи, которые в дальнейшем реализовывались на полигоне дороги, – например, для решения актуального вопроса по обеспечению работников качественным инструментом создана постоянно действующая дорожная комиссия по приемке поступающего на дорогу инструмента.

Контроль не сводится только к проверкам. На дороге проводятся выставки инновационного инструмента, разрабатываются информационные бюллетени.

Вопросы качества на железнодорожном транспорте находятся под постоянным контролем государства. Поэтому внедряются стандарты, используются оценки соответствия и сертификация продукции и услуг.

Если коротко, то для нас качество – это неотъемлемая часть любого технологического процесса на дороге.

Перед холдингом "РЖД" всегда стояла и сейчас стоит особо актуальная задача по повышению эффективности основной деятельности и качества услуг. Основным инструментом для достижения этой цели является система непрерывных улучшений, которую стремятся построить и поддерживать все крупные компании мира. Эта система может "работать" как на оптимизацию затрат, так и на наращивание доходов от своей деятельности.

Усиление рыночной конкуренции в сфере предоставления услуг железнодорожного транспорта, а также необходимость повышения эффективности бизнеса создали предпосылки для разработки и внедрения системы управления качеством в ОАО "РЖД".

Проект "Бережливое производство" – одно из ключевых направлений повышения эффективности работы за счет оптимизации технологических процессов, повышения производительности труда и сокращения непроизводительных потерь.

Одно из требований идеологии бережливого производства заключается в том, что человек – это не просто винтик производственного механизма. Работнику как воздух нужно творчество. Поэтому элемент креатива должен быть во всем – даже в повседневной трудовой деятельности. Более того, в труде больше, чем где бы то ни было, необходимо творчество: в любом технологическом процессе, даже на первый взгляд совершенном, всегда есть что улучшать. В современной практике креативное производственное начало называется "кайдзен" и является основой бережливого производства.

У нас на дороге внедрение проекта "Бережливое производство" началось четыре года назад. Старт оказался удачным: первые проекты принесли более 12 млн руб. экономии. С того времени количество предприятий-участников увеличилось в 30 раз.

В этом году на Южно-Уральской железной дороге в проекте "Бережливое производство" участвуют уже 107 структурных подразделений региональных дирекций плюс 8 узловых рабочих групп (всего 115 участников), расположенных в границах дороги. До конца года ими будет реализовано 230 проектов с планируемым экономическим эффектом более 63 млн рублей. Из них 148 проектов уже завершены, экономический эффект составил около 36 млн руб. За время внедрения идеологии бережливого производства мы прошли во всех отношениях большой путь. Так, на первоначальном этапе бережливое производство воспринималось как технология, которая в буквальном смысле этого слова работает в замкнутом пространстве, например, в цехе. На этом постулате были построены многие яркие интересные проекты. Однако со временем представители дирекций убедились, что при корректировке технологических процессов часто возникает необходимость действовать вместе со смежниками, иначе поставленную задачу просто невозможно выполнить. Они перестали занимать "обособленную" позицию. Важным фактором их взаимодействия стало и создание на дороге узловых рабочих групп. В результате появилось несколько десятков межфункциональных проектов. А в прошлом году на дороге был реализован и межотраслевой проект по изменению технологии пограничного осмотра поездов на станции Орск, в котором в качестве партнеров железнодорожников выступали представители пограничной службы ФСБ РФ и соседней Республики Казахстан ("Казахстанские железные дороги" – АО "НК "КТЖ"). Он занял второе место в конкурсе в номинации "Лучший межфункциональный проект".

Проект позволил изменять технологию работы станции Орск, что принесло дороге существенные дивиденды. В результате почти на 20% сократился простой транзитного вагона с переработкой.

Но больше всего от новой технологии выиграли локомотивщики. Они существенно минимизировали потери за счет сокращения простоя тепловозов в парке отправления и непроизводительных потерь времени локомотивных бригад. В целом экономия эксплуатационных расходов составила почти 6 млн руб.Это был межфункциональный проект из разряда сложных, которые были реализованы на полигоне нашей дороги. Есть и примеры простых, но в то же время неординарных проектов.

Так, например, достаточно интересным является проект Златоустовского регионального центра связи "Организация удаленного мониторинга объектов электросвязи с использованием модулей МДК-М10 и IP-видеокамер". Его реализация позволит повысить защищенность объектов от актов незаконного вмешательства и других внешних воздействий, сократить время на расследование инцидентов, связанных со срабатыванием охранно-пожарной сигнализации, а также сэкономить топливные ресурсы и предотвратить потери оборудования электросвязи и устройств электропитания.

Заслуживает внимания и оригинальный проект Орского отдела материально-технического обеспечения Челябинской дирекции материально-технического обеспечения "Снижение непроизводственных затрат и рабочего времени при организации экипировки дизельным топливом ТПС на станции Оренбург".

Там удалось уменьшить время технологического процесса переработки дизельного топлива на 69%, сократить время работы маневрового локомотива на складе топлива на 35%, снизить трудозатраты при выполнении техпроцесса на 77%, а самое главное – обеспечить устойчивую работу по экипировке тягового подвижного состава дизельным топливом и снизить вероятность рисков производственного травматизма. И все это при минимальных финансовых затратах на реализацию проекта при экономическом эффекте порядка 7,5 млн руб.Важное значение, на мой взгляд, имеет и постоянная популяризации

программы "Бережливое производство" на страницах региональных и корпоративных средств массовой информации, во время проведения специальных сетевых совещаний и видеоконференций. Так, мы провели форум рабочей молодежи Южно-Уральской железной дороги под лозунгом "В режиме изменений". Тема для форума была выбрана осознанно. Сегодня на полигоне дороги работают почти 13 тысяч человек в возрасте до 30 лет (это четверть от численности всего персонала). И именно эти люди должны стать основными проводниками новых технологий. Мы со своей стороны подробно ознакомили молодых работников с основами ЛИН-технологий.

Полученные знания помогут молодым железнодорожникам в работе и приведут к пониманию всей политики ОАО "РЖД" в вопросах внедрения бережливого производства.

В завершение хотел бы отметить, что технология бережливого производства является основой для развертываемой бережливой производственной системы холдинга "РЖД", которая позволит расширить применение процессного подхода в системе управления и повысить эффективность деятельности компании с минимизацией непроизводительных потерь в бизнес-процессах.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.11.2015

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить