29.10.2015


Конкуренция ж/д перевозчиков "на маршруте" несет в себе риски

Наиболее привлекательная для частных компаний модель конкуренции железнодорожных перевозчиков "на маршруте" несет в себе существенные риски, считает министерство транспорта РФ.

"Наиболее привлекательной для потенциальных локальных перевозчиков является модель конкуренции "на маршруте", при которой локальный перевозчик работает на том же участке, что и ОАО "Российские железные дороги", но при этом выбирает исключительно высокодоходные грузы и не несет обязанностей общесетевого железнодорожного перевозчика. Функционирование иных, кроме РЖД, грузовых перевозчиков по предлагаемой модели, по мнению Минтранса, несет ряд технологических и экономических рисков для функционирования железнодорожной инфраструктуры", - заявил глава ведомства Максим Соколов в интервью "Российской газете", которое будет опубликовано в пятницу.

В частности, по мнению министра, появление работающих по схеме конкуренции "на маршруте" частных грузовых перевозчиков может усложнить взаимодействие участников рынка и снизить качество транспортных услуг. Кроме того, нужно учитывать и требования по обеспечению безопасности перевозок при организации работы локомотивных бригад, медицинского контроля и реабилитации. "Сейчас медконтроль и снабжение топливом формируются на принципах повышения эффективности работы единого общесетевого перевозчика. (Их - ИФ) трансформация требует существенных временных и ресурсных затрат и несет в себе экономические и технологические риски", - заметил чиновник.

По мнению М.Соколова, в случае конкуренции "на маршруте" грузовые ж/д перевозчики будут стремиться работать на направлениях с массовой и ритмичной перевозкой грузов, стремясь к повышению собственной рентабельности. "Перевозчики выберут экономически выгодные для них направления перевозок грузов, при этом РЖД как публичному перевозчику достанутся низкорентабельные или нерентабельные направления перевозок. Таким образом, есть риски снижения финансовых результатов "Российских железных дорог", что, в свою очередь, негативно повлияет на инвестиционный потенциал компании и вызовет рост себестоимости перевозок. При этом потери РЖД потребуют компенсации из федерального бюджета", - сказал министр.

Минтранс считает целесообразным "сохранить принципы здоровой конкуренции", отметил глава ведомства. "Необходимы "пилотные" проекты, в ходе которых будет понятна технология функционирования работы и взаимодействия между владельцем инфраструктуры, общесетевым перевозчиком и грузовладельцами. Вариант целевой модели, предлагаемый Минэкономразвития, в перспективе до 2020 г. предлагает именно такую модель работы частных перевозчиков", - заключил М.Соколов.

В представленном в сентябре проекте целевой модели рынка грузовых ж/д перевозок министерство экономического развития РФ предложило сохранить за РЖД статус единого сетевого перевозчика, отдав частникам полное обслуживание тупиковых веток (фактически по модели конкуренции "за маршрут"). Незадолго до этого Совет потребителей услуг "Российских железных дорог", функционирующий при правительственной комиссии по транспорту, представил более радикальный вариант целевой модели. Совет предложил создать конкурентный рынок перевозок (фактически - с либерализацией рынка локомотивной тяги) уже в 2016-2017 гг., ожидая вовлечения в обновление парка тягового подвижного состава частных инвесторов и развития конкуренции между независимыми перевозчиками и "дочками" РЖД в равных экономических и тарифных условиях. По мнению Совета, к 2018 г. "Российские железные дороги" должны осуществлять около 80% перевозок, а 3-5 перевозчиков, включая "дочки" монополии - 20%. В 2018-2020 гг. Совет предложил разделить в ж/д монополии инфраструктурную и перевозочную деятельность (оставив РЖД инфраструктуру, а их "дочку" сделав "гарантирующим перевозчиком").

Сами "Российские железные дороги" также в целом согласно с проектом целевой модели, представленным министерством экономического развития. В частности, по вопросу об отделении инфраструктуры от перевозочной деятельности необходимо придерживаться консервативной позиции, говорил ранее начальник департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития РЖД Антон Рышков. При этом компания не против пилотных проектов по созданию локальных перевозчиков. Кроме того, монополия полагает, что необходимо перейти к модели "перевозчик с вагонами".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс29.10.2015

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить