29.10.2015


Рынок как регулятор

Перед ОАО "РЖД" сейчас стоят новые задачи по возврату на железнодорожный транспорт высокодоходных грузов, привлечению новых клиентов на транспортные коридоры, повышению уровня сервиса и снижению издержек. Как это можно сделать, обсуждали участники Третьей международной конференции "Эффективные тарифные решения для развития клиентоориентированности и бизнеса железных дорог".

Транспортное сообщество пытается найти подходы к формированию новой тарифной системы. Как заметил, открывая конференцию, министр транспорта Максим Соколов, именно железнодорожные тарифы являются основным инструментом повышения конкурентоспособности РЖД, а значит, и всей транспортной системы страны. От их уровня зависят возможность модернизации отрасли, размещение производств в стране и конечная цена продукции. То есть они и есть фактический регулятор транспортной системы.

"Безусловно, тарифы нуждаются в контроле государства, и здесь важно изучать международный опыт, чтобы понимать, к чему может привести то или иное решение", – подчеркнул министр.

Для России особенно важны согласованные и при этом конкурентные тарифы на транзитные перевозки из стран АТР в Европу. В последние годы на Транссибе произошли большие изменения: повышено качество транспортного обслуживания, решены вопросы с сохранностью перевозимых грузов, введен упрощенный порядок декларирования грузов в контейнерах. Применяемые информационные технологии позволяют осуществлять контроль над движением вагонов и контейнеров в режиме реального времени. Но уровень тарифов – это сложный вопрос, его нужно согласовывать с интересами других государств.

Как отметил вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев, уровень тарифов на транзитные перевозки грузов на российских железных дорогах не изменялся с 2011 года. В этом же году был введен новый порядок расчета базовых ставок Тарифной политики, в результате чего на российских железных дорогах тарифы на транзитные перевозки контейнеров из третьих стран в третьи были снижены до уровня, применяемого при перевозках между странами СНГ.

"Это позволило создать более привлекательные тарифные условия для осуществления транзитных перевозок контейнеров по Транссибирской магистрали из третьих стран в третьи страны, в том числе и из Китая в европейские страны, – говорит Салман Бабаев. – Добиться успеха в конкурентной борьбе с другими видами транспорта позволяют только партнерские отношения, а не конкуренция между железнодорожными администрациями за получение тарифных преимуществ".

Заместитель министра транспорта Сергей Аристов признал, что хотя в законодательном поле многое и сделано, но сдерживающие моменты, препятствующие перевозкам, есть. В частности, пока не удается соединить транспортные блоки в единый закон "О смешанных (комбинированных) перевозках". Также едва ли удастся выстроить какую-то единую тарифную модель для различных государств в рамках коридора, однако необходимо пользоваться едиными правилами, которые бы признавали все государства, находящиеся в створе транспортных коридоров.

Первый заместитель генерального директора "Литовских железных дорог" Альбертас Шименас заметил, что они существуют практически в идеальных конкурентных условиях, на внутренних перевозках с ними конкурирует автотранспорт, а по генеральным грузам – соседи по Прибалтике и Финляндия.

"Как только груз уходит с нашей дороги, это означает, что мы должны адекватно снизить тариф и уменьшить собственные издержки, другого выхода просто нет", – говорит представитель Литвы. Но, с другой стороны, это вынуждает действовать быстро: когда на границе с Белоруссией на пропускных пунктах летом выстроились очереди из грузовиков, очень быстро были решены все проблемы и запущены контрейлерные составы.

Сейчас в РЖД создана рабочая группа для реформирования тарифной системы, которая займется перестройкой стоимости перевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.10.2015

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить