01.10.2015


Массовая утилизация вагонов привела к локальному дефициту подвижного состава

В настоящее время наблюдается снижение производства вагонов вследствие низких арендных ставок и высокой стоимости заемных средств. Объем утилизации старых вагонов в 2,5 раза превысил объем закупаемого подвижного состава, что привело к формированию локального дефицита на отдельных маршрутах и росту ставок полувагонов до 450-500 руб. в сутки. По оценкам ИПЕМ, в ближайшей перспективе ставки на предоставление полувагонов будут продолжать расти, что спровоцирует рост спроса на новые вагоны.

Ведущий эксперт-аналитик отдела исследования транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Георгий Зобов полагает, что текущая ситуация в отрасли для вагоностроителей является крайне сложной, так как наблюдается снижение производства вагонов. "Сохранение текущего уровня спроса приводит к закрытию ряда предприятий и перераспределению заказов между оставшимися заводами. По данным Росстата, в настоящее время функционирует 15 вагоностроительных предприятий, в которых задействовано примерно 37 тыс. человек, что на 2 тыс. человек меньше, чем в 2014 году. Ежегодная мощность составляет около 90 тыс. грузовых вагонов", - подчеркнул он..

По мнению аналитика, сложная ситуация на рынке грузового вагоностроения сохраняется на фоне смены тренда на сокращение численности подвижного состава. Представитель ИПЕМ напомнил, что 2 августа прошлого года был введен в действие Технический регламент Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", который сделал экономически нецелесообразным продление срока службы старых вагонов. "Вместо модернизации вагонов с продлением срока службы и приобретения нового подвижного состава рынок пошел по третьему пути - массовая утилизация вагонов и отсутствие спроса на них, - сообщил эксперт. - В результате, объемы утилизации старых вагонов в 2,5 раза выше объемов закупаемого подвижного состава и, на данный момент, ничего не мешает этому тренду продержаться до конца года". Г. Зобов объяснил, что основная причина снижения спроса - это невозможность для транспортных компаний окупить инвестиции в покупку подвижного состава из-за низких арендных ставок на вагоны и высокой стоимости заемных средств.

Эксперт указал, что за 8 месяцев 2015 г. было утилизировано 45 тыс. полувагонов с истекшим сроком службы (8,6% от общего парка), в то же время 10,7 тыс. новых полувагонов было произведено и поставлено на сеть. Тем самым парк полувагонов "помолодел" почти на год, а средний возраст полувагонов на сети составил 10,6 лет.

С учетом сезонного роста грузоперевозок сформировался локальный дефицит полувагонов на отдельных маршрутах, что привело к росту ставок полувагонов до 450-500 руб. в сутки. Тем самым, по оценкам ИПЕМ, в ближайшей перспективе ставки на предоставление полувагонов будут расти, что спровоцирует рост спроса на новые вагоны.

По словам Г. Зобова, производители и потребители подвижного состава заинтересованы в расширении государственной поддержки отрасли. При этом потребители указывают, что поддержка должна быть ориентирована на них, что позволит стимулировать спрос и конкуренцию между вагоностроителями. Производственные же предприятия делают акцент на поддержке внедрения новых моделей вагонов на сеть, в частности, опытной эксплуатации, которая позволит уже на деле продемонстрировать экономические эффекты от инновационных конструкторских решений, представленных в вагонах.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру01.10.2015

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить