27.07.2015


Восточный тормоз

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ

РЕКОНСТРУКЦИЯ БАМА И ТРАНССИБА ЖДЕТ ГОСФИНАНСИРОВАНИЯ

50 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые планировалось направить в 2014 году на выкуп первой эмиссии привилегированных акций РЖД, задержались в пути почти на год. Деньги были выделены перевозчику только в марте 2015 года. Все это время монополия финансировала работы на Восточном полигоне за счет собственных средств.

Мегапроект по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей реализуется РЖД с 2014 года. За счет модернизации двух железных дорог и примыкающих к ним линий планируется улучшить сухопутные транспортные связи между Европой и Азией и обеспечить вывоз ресурсов с новых месторождений, расположенных в восточном регионе страны. Общая стоимость проекта составляет 562 млрд рублей, из которых 302 млрд вложит РЖД, еще 150 млрд рублей госкомпания получит из средств ФНБ и 110 млрд - из госбюджета. Благодаря модернизации магистралей РЖД уже в 2018 году сможет перевозить дополнительные 55-66 млн тонн грузов.

Под реконструкцию БАМа и Транссиба в РЖД был создан отдельный департамент - дирекция по развитию железных дорог Восточного полигона. В прошлом году общая сумма финансирования проекта должна была составить 61,4 млрд рублей, однако фактически она оказалась заметно меньше - 49,9 млрд рублей, из которых 3,6 млрд рублей пришло из бюджета. "Транш в 2014 году от ФНБ не поступил. Господдержка состояла только в выделении бюджетных средств на начало изыскательных работ. Все остальное осуществлялось за счет средств РЖД, которые тоже не беспредельны", - рассказал начальник дирекции по развитию железных дорог Восточного полигона Вячеслав Рыбкин. В частности, на средства инвестпрограммы РЖД были запущены работы на 564 объектах инфраструктуры Восточно-Сибирской (ВСЖД), Забайкальской (ЗабЖД) и Дальневосточной (ДВЖД) дорог. Реконструированы семь станций, уложено почти 1 тыс. км новых путей, введены в строй два тоннеля. Все это позволило увеличить провозную способность участка Тында-Комсомольск-на-Амуре на 8,6 млн твг, участка Комсомольск-на- Амуре-Ванино - на 7,1 млн твг, Тайшет -Бамовская - на 14,4 млн твг, Бамовская-Волочаевка - на 4,2 млн твг, Волочаевка-Находка - на 7,1 млн твг.

В текущем году планируется обеспечить ввод в эксплуатацию двух перегонов на участке Лена-Хани и двух разъездов на участках Тында-Улак и Улак-Новый Ургал.

По словам начальника ВСЖД Василия Фролова, в настоящее время на Восточном полигоне укладываются новые пути, реконструируются станции, с помощью современных технологий прорубается новый Байкальский тоннель длиной 7 км. "Конечная цель - пропускать по БАМу 27 пар поездов и перевозить 50 млн тонн грузов в год, то есть вдвое больше, чем сейчас. Первый этап реализации проекта рассчитан до 2017 года. В нынешнем году планируем сдать первые объекты и запустить по ним движение. Примерно в сентябре по второму новому построенному пути участка Предленский-Звездная проследуют первые поезда", - говорит он.

Вместе с тем, по данным Рыбкина, бюджетные субсидии на текущий год были срезаны почти на 5 млрд рублей - вместо запланированных 21,5 млрд РЖД получит только 16,8 млрд. Это связано с общим сокращением госрасходов в стране и необходимостью строить железную дорогу в обход Украины (подробнее см. "Пока гром не грянул" в "Транспорте" № 3, 2015 г.).

Отметим также, что средства ФНБ, выделенные правительством в марте текущего года, к началу июня в РЖД еще не поступили. В середине мая обнаружилось, что МЭР и Минфин не подготовили положительные заключения на выделение средств ФНБ уполномоченному банку для выкупа инфраструктурных облигаций. Вместе с тем неосвоенные бюджетные деньги постоянно дешевеют из-за инфляции. По данным Рыбкина, рост цен на материалы составляет уже от 30 до 100% к уровню прошлого года. Таким образом, задержка с перечислением госсредств является одной из главных проблем проекта реконструкции инфраструктуры Восточного полигона.

В то же время в РЖД уже проведены три крупных конкурса на строительство отдельных участков магистралей и работу подрядчиков необходимо оплачивать.

Чем чреваты задержки

Участники проекта реконструкции Транссиба и БАМа утверждают, что затягивание сроков финансирования строительства может обернуться существенным увеличением себестоимости выполняемых работ. Дело в том, что из-за инфляции и роста курса валют стоимость закупаемых РЖД материалов в текущем году заметно выросла. Это приостановило уже начатые работы и в принципе ставит под угрозу возможность закончить проект в установленные сроки - до 2020 года.

Как рассказал "Транспорту" председатель комитета ТПП по логистике Олег Дунаев, недофинансирование проекта, несвоевременное выделение средств на развитие Восточного полигона РЖД в какой-то момент грозит полной остановкой строительных работ. "Цены на стройматериалы и оборудование быстро растут в связи с высоким уровнем инфляции в России. Если сегодня отремонтировать один железнодорожный объект можно, к примеру, за 100 единиц финансовых средств, то завтра на это потребуется уже 120, при этом 20 единиц нигде не выделено, и взять их неоткуда. Тем более что ряд используемых технологий требует закупки импортного оборудования", - говорит он. Как посчитали в РЖД, за пять месяцев 2015 года реальное обесценивание средств, выделенных на проект развития БАМа и Транссиба, составило 6-7%.

По словам Дунаева, неблагоприятная экономическая ситуация в стране, рост инфляции и падение курса рубля способствуют удорожанию проекта, а отсутствие новой железнодорожной инфраструктуры на востоке страны в перспективе грозит России снижением транзита и переориентацией уже имеющихся потоков на новый Шелковый путь, который сейчас строит Китай. "Конкуренция Транссиба с Шелковым путем в любом случае присутствует, и если китайский проект будет развиваться более активно, то грузы, особенно транзитные, уйдут из России туда", - пояснил он.

В то же время, по мнению генерального секретаря Координационного совета по Транссибирским перевозкам (КСТП) Геннадия Бессонова, не стоит переоценивать конкуренцию Транссиба и Шелкового пути. "Транссиб является самостоятельной транспортной артерией, по которой перевозится номенклатура грузов, тяготеющая именно к этому маршруту", - рассказал он "Транспорту". Речь идет прежде всего об экспортно-импортных контейнерных перевозках. Впрочем, в будущем, по мнению эксперта, если не модернизировать Транссиб, то грузоотправителям волей-неволей придется искать другие маршруты транспортировки, так как отечественная магистраль будет серьезно уступать мировым аналогам по скорости доставки. "Новые транспортные пути в обход России активно развиваются, в том числе и Шелковый путь, и если постоянно затягивать финансирование модернизации Транссиба, то в будущем конкуренты нас опередят и заберут отечественный трафик, хотя сейчас у Транссиб и Шелкового пути разные грузовые базы", - считает Бессонов.

По мнению эксперта, на сегодняшний день мы имеем абсолютно четкое изменение настроений грузоотправителей - они все чаще обращаются к наземному пути доставки грузов. Это является хорошим стимулом для вложений в Транссиб, так как растущая грузовая база будет увеличивать количество действующих маршрутов перевозок с участием магистрали. Какая-то номенклатура грузов придет в Россию из Казахстана от Шелкового пути, какая-то - из Монголии через Наушки, что-то придет через Забайкальск и Владивосток.

По данным представителей ВСЖД, с одной только их дороги через транспортный коридор "Россия-Монголия-Китай" в текущем году будет перевезено 2,1 млн тонн грузов, а в Китай на погранпереходы отправят более 10,7 млн тонн грузов.

Кроме того, как отмечает Бессонов, северо-восточные провинции Китая являются развитыми индустриальными регионами и оттуда на Транссиб приходят большие объемы транзита. "С учетом реконструкции Восточного полигона, после которой, как мы планируем, по Транссибу пойдут только пассажирские и ускоренные контейнерные поезда, а генеральные грузы будут идти в основном по БАМу, высокая скорость Транссиба окажется решающим фактором, привлекающим грузоотправителей из Китая и Кореи", - считает он.

К тому же, по мнению представителей РЖД, если Россия вовремя не модернизирует БАМ и Транссиб, то могут пострадать частные инвесторы, проекты которых расположены в зоне действия дорог Восточного полигона. А там сейчас работают несколько иностранных компаний, рассчитывающих в перспективе на бесперебойный вывоз продукции. Срыв сроков ввода в эксплуатацию отдельных участков может грозить судебными исками.

Китайский обход

По мнению экспертов, в настоящее время российские власти пытаются найти компромисс с Китайской Народной Республикой в отношении развития транспортной инфраструктуры на границе двух стран. При этом Россией всячески демонстрируется ограниченность имеющихся финансовых ресурсов и непоколебимое желание строить дороги на заемные, в том числе и китайские средства.

Китай в принципе не против такого подхода. Более того, реализация проекта Шелкового пути как раз и предполагает выделение денег другим странам под закупку китайского оборудования для строительства транспортной инфраструктуры. Однако такое финансирование идет на пользу в первую очередь самому Китаю, в то время как страны-партнеры не развивают собственную промышленность.

Глава РЖД Владимир Якунин, в свою очередь, предложил модернизировать Транссиб и БАМ силами местной промышленности, закупая материалы у региональных поставщиков. Его проект Трансъевроазиатского пояса RAZVITIE предполагает развитие инфраструктуры территорий, по которым проходит трансъевроазиатский путь за счет запуска региональных производств. Тем не менее и отечественные материалы предполагается закупать на заемные (например китайские) деньги. В этом случае становится непонятен интерес КНР: зачем выделять деньги на укрепление промышленного потенциала северного соседа, который сейчас закупает существенную часть техники в Китае.

Отметим, что накануне празднования Дня Победы в Москве, 8 мая, главы России и Китая подписали документ, согласно которому Евразийский экономический союз (ЕАЭС), куда входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия, обязался синхронизировать интеграционные процессы с китайским проектом "Экономический пояс Шелкового пути". По словам Владимира Путина, речь идет о выходе в перспективе на новый уровень партнерства, подразумевающего общее экономическое пространство на всем Евразийском континенте от Пекина до Лондона.

Пока БАМ реконструируется в основном за счет средств инвестпрограммы РЖД

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт27.07.2015

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить